Успокаивающий чай для ребенка перед сном

Беспокойные дети и применение препаратов растительного происхождения

Детским неврологам и педиатрам особенно часто приходится выслушивать жалобы на то, что ребенок возбудим, раздражителен, плохо засыпает, быстро утомляется; поведение вызывает непонимание и опасения родителей. Хотя далеко не всегда описанная

Детским неврологам и педиатрам особенно часто приходится выслушивать жалобы на то, что ребенок возбудим, раздражителен, плохо засыпает, быстро утомляется; поведение вызывает непонимание и опасения родителей. Хотя далеко не всегда описанная симптоматика означает наличие у ребенка истинной патологии или расстройств нервной системы, родители ожидают от врача конкретной помощи.

Зачастую имеет смысл, не прибегая к аллопатическим лекарст­венным средствам, использовать препараты растительного происхождения, обладающие мягким седативным действием. Сами родители в большей степени склонны отдавать предпочтение так называемым натуральным (растительным) лекарственным средствам, считая их более безопасными и полезными. Так, в недалеком прошлом в нашей стране колоссальную и порой необъяснимую популярность приобрело использование в грудном и раннем возрасте так называемой микстуры с цитралем (в ее состав, в зависимости от используемой прописи, могут входить экстракт/вытяжка корня валерианы, настойка пустырника, бромид натрия, сульфат магния, а также раствор глюкозы или дистиллированная вода и т. д.).

Арсенал препаратов на основе лечебных растений постоянно пополняется. В настоящее время он довольно широк, что позволяет подобрать соответствующие лечебные средства или их сочетание для каждого конкретного пациента. Поскольку многие лечебные растения относятся к пищевым, применение препаратов на их основе вполне можно рассматривать в качестве одного из компонентов нейродиетологии — нового направления нейронауки, основанного на использовании нутриентов для модулирования состояния и функ­ций нервной системы [4]. A. Richardson et al. (2006) подчеркивают возможность влияния питания не только на психомоторное развитие детей, состояние центральной нервной системы (ЦНС) и когнитивные функции, но и на их эмоции и настроение.

Cледует отметить: когда речь заходит о назначении седативных препаратов в детском возрасте, необходимо помнить о своего рода «исключении из правил». Это значительная часть детей раннего возраста (второй-третий годы жизни), среди которых нередко наблюдаются случаи выраженного беспокойства и активно негативное поведение, зачастую не подлежащие иной коррекции, кроме педагогической. Описываемое поведение является, в сущности, «болезнью роста» и сопряжено с особенностями адаптации детей к условиям окружения при относительной незрелости психо­эмоциональной сферы и ограниченной способности к вербальному общению. Пол ребенка при этом не имеет определяющего значения, так как состояния, подпадающие под рубрики Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), — R45.0 («нервозность»), R45.1 («беспокойство и возбуждение»), R45.4 («раздражительность и озлобление») и т. д. — в равной степени типичны как для мальчиков, так и для девочек данной возрастной группы. Ранее в МКБ-9 указанным рубрикам соответствовало понятие «невропатия», которое в настоящее время вышло из употребления и теперь не используется. При необходимости (невротизация, тикозные расстройства и т. д.) седативные препараты растительного происхождения могут применяться и в описываемых клинических ситуациях — с умеренным или ограниченным эффектом.

Обратите внимание, что речь не идет о детях с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ); данный диагноз устанавливается по достижении не менее чем 5-летнего возраста, а для лечения этого состояния в России в настоящее время зарегистрирован и применяется конкретный препарат — атомоксетин (а также средства ноотропного действия и витамины).

Важно подчеркнуть, что использование препаратов растительного происхождения ни в коей мере не является эквивалентом гомеопатии, хотя представители указанной медицинской дисциплины также нередко пользуются препаратами фитотерапии при назначении лечения детям и взрослым.

Ниже мы рассмотрим некоторые растения, которые традиционно используются для изготовления седативных препаратов.

Валериана лекарственная (Valeriana officinalis L.). Растение является представителем семейства валериановых (Valerianaceae), а также одним из наиболее широко употребляемых в медицине растительных средств из числа седативных.

Корневища и корни валерианы содержат от 0,5 до 2% эфирного масла, состоящего из борнеола (сложного эфира) и изовалериановой киcлоты, камфена, пинена и других терпенов борнеола. Более всего богаты эфирным маслом корни валерианы; кроме того, в них содержатся свободная валериановая кислота, алкалоиды валерин и хатинин, летучие основания, дубильные вещества, органические кислоты и сахара. Препараты валерианы уменьшают возбудимость ЦНС и обладают спазмолитическими свойствами.

Лечебное действие валерианы обусловлено комплексом содержащихся в ней действующих веществ, прежде всего эфирным маслом и алкалоидами. Применение препаратов валерианы способствует уменьшению рефлекторной возбудимости, усилению тормозных процессов в нейронах корковых и подкорковых структур ЦНС, поэтому их принято использовать в качестве седативных средств при нервном возбуждении, при нарушениях сна и подобных состояниях.

Настой корня валерианы — традиционное средство в лечении детей грудного, раннего, дошкольного и школьного возрастов.

Мята перечная (Mentha piperita L.). Один из наиболее известных представителей семейства губоцветных (Labiatae). Спектр показаний к применению мяты перечной с лечебной целью довольно широк, а вытяжки из растения используются в связи с имеющимся спазмолитическим и успокаивающим эффектами, а также рефлекторным коронарорасширяющим дейст­вием.

Лекарственным сырьем служит надземная часть мяты перечной. Зелень мяты содержит эфирное масло (состоящее из ментола и эфиров изовалериановой и уксусной кислот), медь, марганец и другие микроэлементы, а также каротин, бетаин, флавоноиды, гесперидин, дубильные и прочие вещества.

Препараты мяты оказывают успокаивающее и болеутоляющее действие, расслабляют гладкую мускулатуру. Эти эффекты обусловлены ментолом, который рефлекторно расширяет сосуды сердца и головного мозга. Мяту используют при неврозах, бессоннице и повышенной возбудимости.

Имеются сведения, что мята переч­ная (в виде эфирного масла) способ­ствует устранению нервного напряжения, оказывает общетонизирующее, антистрессовое, а также антидепрессивное дейст­вие.

Желчегонный и болеутоляющий эффекты мяты перечной — ценное дополнение к фармакологическим свойствам растения, используемым в соматоневрологии.

Мелисса лекарственная, или мята лимонная (Melissa оfficinalis). Еще одно эфирномасличное растение из семей­ства губоцветных (Labiatae). Обладает фармакологическими эффектами, сходными с таковыми мяты перечной, описанными выше. Характеризуется седативным, спазмолитическим и даже противосудорожным действием.

Читайте также:  Чай с медом – как его пить и в чем польза для организма

Основные действующие вещества мяты лимонной:

  • компоненты эфирного масла (от 0,06 до 1%);
  • гераниол;
  • линалоол;
  • нераль;
  • кариофиллен;
  • терпеноиды;
  • глюкозиды эвгенола;
  • бензиловый спирт;
  • фенолкарбоновые кислоты и др.

Благотворное действие на функции нервной системы наряду с эфирным маслом оказывают витамины B1 (тиамин), B2 (рибофлавин), C (аскорбиновая кислота) и комплекс микроэлементов, включая калий.

В связи с наличием целого комплекса биологически активных веществ препараты на основе мелиссы обеспечивают выраженный антигипоксический эффект, который определяет нейропротекторные свойства растения.

Из приведенных выше данных видно, что роль лекарственных растений в коррекции нарушений эмоционально-поведенческих нарушений у детей не следует игнорировать. Вполне естественно, что список седативных препаратов растительного происхождения вполне может быть продолжен, но мы сочли необходимым сфокусировать внимание именно на перечисленных лекарственных растениях как наиболее широкоупотребительных.

Иногда лекарственные растения входят в состав биологически активных добавок и продуктов функционального питания, что не позволяет официально рассматривать их в качестве лекарственных средств. В этой связи, к сожалению, далеко не все препараты растительного происхождения представлены в таких базовых справочно-фармакологических изданиях, как «Регистр лекарственных средств» (2007), «Справочник Видаль» (2007) и «Федеральное руководство по использованию лекарственных средств / формулярная система» (2007).

Даже врачи, не имеющие особого опыта в области применения фитотерапии, нередко склонны прибегать к назначению детям тех или иных препаратов растительного происхождения, прочно вошедших в арсенал лекарственных средств в повседневной практике. Так, среди препаратов растительного происхождения, успешно используемых в коррекции поведения детей с эмоциональным и двигательным беспокойством, особого внимания заслуживает Персен (таблетки и капсулы).

Персен (таблетки) включает в свой состав растительные компоненты, свойства которых рассмотрены выше: (сухие) экстракты валерианы (50 мг), мяты перечной (25 мг) и мелиссы (25 мг). Персен (таблетки) применяется в лечении детей, достигших 3-летнего возраста. Персен форте в форме капсул, в которых содержание экстракта валерианы достигает 125 мг, предназначен только для детей старше 12 лет.

Сочетание описанных растительных компонентов препарата позволяет рассчитывать на седативный и спазмолитический эффекты, а в числе показаний к применению Персена фигурируют повышенная нервная возбудимость, раздражительность и бессонница.

Принадлежность Персена к «чистым» фитопрепаратам, отсут­ствие в нем веществ, являющихся продуктами химического синтеза, а также этанола, определяют основные преимущества препарата при его использовании в дет­ском возрасте.

Проблема беспокойного ребенка может быть следствием как социальной депривации, так и гиперопеки. В ряде случаев ее можно решить, используя режимные мероприятия (контроль продолжительности сна, прогулки на свежем воздухе, рациональное питание и др.), щадящее закаливание, лечебные ванны (со сборами трав), педагогические приемы (воспитание), адекватный психоэмоциональный климат в семье и т. д.. Посещение детьми по достижении соответствующего возраста организованных дошкольных учреждений (ясли, детские сады, центры эстетического воспитания) в подавляющем большинстве случаев позволяет обеспечить социально-педагогическую составляющую коррекции проблем поведенческой сферы.

В свою очередь, медикаментозная коррекция эмоционально-поведенческих и/или двигательных нарушений с использованием седативных средств растительного происхождения представляется немаловажным компонентом комплексной коррекции лечения нарушений психоэмоциональной сферы у детей различного возраста. Применение фитотерапевтических средств в ряде случаев позволяет избежать нежелательных «антитерапевтических» действий таких аллопатических средств, как, например, транквилизаторы/анксиолитики, использование которых в детском возрасте может индуцировать излишнюю седацию, снижение когнитивных функ­ций и патологическое угнетение физической и эмоциональной активности.

В. М. Студеникин, доктор медицинских наук, профессор
С. В. Балканская, кандидат медицинских наук
В. И. Шелковский, кандидат медицинских наук, заслуженный врач РФ
НЦЗД РАМН, Москва

Как помочь заснуть малышу: лучшие средства для засыпания

Когда в доме появляется малыш, у молодых мамочек появляется множество вопросов по уходу за ним. Один из главных — это как уложить ребенка спать быстро и легко. Ежедневно у мам возникает масса дел, касающихся не только ухода за малышом, но и работы по дому. Несмотря на это, важно иметь время для собственного отдыха. Поэтому «быстро и легко» в этом вопросе крайне важно.

Когда новорожденный появляется на свет, у него отсутствуют понятия о ритмах сна и бодрствования. В первые недели происходит адаптация к внеутробной жизни. Именно поэтому груднички так много спят. Для новорождённого требуется примерно от 16 до 20 часов сна. Если ваше счастье спит на пару часов больше или же меньше, не спешите бить тревогу, так как он только приспосабливается. В утробе матери для него создается максимально благоприятная обстановка. Любые ваши движения для малыша — это способы своеобразного укачивания. Внутри мамы малышу темно, тепло, а ее голос всегда действует успокаивающе. Это создает естественную обстановку для сна. Поэтому когда ваша кроха появится на свет, эти условия придется ему создавать искусственно.

Сон и его нормативы

Сон — очень важный, физиологический процесс. Ведь именно во сне дети растут. Объяснить это можно тем, что во время сна в организме вырабатывается гормон роста — соматотропин. Пик его выработки приходится примерно с полуночи и до 3-4 часов утра. Поэтому немаловажным для правильного развития и роста является соблюдение режима дня, что принесет пользу не только ребенку, но и отдых родителям. Однако чем старше он становится, тем меньше времени для сна ему необходимо. Ребенку в возрасте от 2 до 4 лет достаточно 16 часов сна, в пятилетнем возрасте — 13 часов, в возрасте 6-7 лет около 12 часов, а подросткам достаточно 9 часов сна.

Существует огромное количество способов, как быстро уложить ребенка спать. Важную роль для подбора метода, подходящего именно для вашего малыша, играет его возраст.

Существует огромное количество способов, как быстро уложить ребенка спать.

Для начала рассмотрим несколько эффективных способов, позволяющих уложить спать грудничка.

Читайте также:  Зимний чай: рецепты

Как уложить спать грудничка

Если вы исключили вероятность того, что младенец голоден, в мокрых пеленках или же у него что-то болит, то приступаем к подбору лучшего средства для засыпания:

  1. Как уже говорилось, важным аспектом является соблюдение режима дня . Подготавливаться ко сну необходимо, по возможности, в одно и то же время.
  2. За первый месяц вы должны познакомить вашего малыша с временами суток — с днём и ночью. Днём в вашей квартире должно быть светло, вы не должны общаться шепотом, но и кричать тоже, как вы понимаете, не стоит. Какая-то приятная музыка или фильм могут быть сопровождающим звуковым фоном. Ночью же, наоборот, преобладают темнота и тишина.
  3. Если есть необходимость в кормлении, или смены памперса, то делать это лучше используя нерезкий свет ночника, чтобы не перебить сон.
  4. Избыточное нервное возбуждение (активные игры, громкие звуки, обилие внимания бабушек и дедушек) за несколько часов до сна также не сыграет вам на руку. Это же будет касаться и деток более старшего возраста.
  5. Не менее важным является адекватный ритм кормлений. Каждый взрослый знает по себе, что сон после еды особенно приятный. Согласно ВОЗ , ребёнка первых 3-4 недель жизни необходимо кормить по требованию. Однако начиная с конца первого месяца жизни вы должны приучать к режиму кормлений и соблюдению интервала между ними. Таким образом, на втором месяце жизни младенцев необходимо кормить 6 раз в сутки, соблюдая 3,5 часовой интервал между кормлениями. Ночные кормления не учитываются. А уже начиная с 6 месяцев можно переходить на 5 разовое кормление, с соблюдением 4-х часовых интервалов. Если ваша кроха самостоятельно не просыпается ночью, чтобы поесть, это не значит, что его нужно будить и насильно давать грудь, либо смесь. Это значит, что ваш малыш не испытывает чувство голода, в обратном случае он даст вам об этом знать.

Существует множество методов того, как уложить спать ребенка, главное выбрать подходящий.

Методы укладывания ко сну

Итак, ниже представлены несколько методов, которые помогут уложить малыша спать:

  1. Белый шум . Как вы понимаете, пока кроха был внутри мамы, он никогда не был в полной тишине. Он всегда слышал стук ее сердца, звук ее голоса, все звуки, происходящие вокруг: голоса окружающих, шум дождя, ветра, воды, музыку. Поэтому все эти тихие, размеренные звуки будут давать ему ощущение спокойствия, безопасности и комфорта.
  2. Пеленание . Малышам первых месяцев жизни присуща спонтанная двигательная активность в виде вздрагиваний, что может вызывать проблемы со сном. Для того, чтобы собственные ручки не пугали спонтанными движениями и не будили, можно использовать обычные, либо же специальные пеленки для пеленания. Это обеспечит более спокойный и длительный сон.
  3. Укачивание . Это также одна из вещей, симулирующих внутриутробную жизнь, которая так привычна для ребёнка. Во время его нахождения в животе, все ваши движения, поездки в транспорте, занятия спортом были своеобразным укачиванием, что позволяло сладко спать и наслаждаться жизнью. Поэтому после рождения, взяв его на руки и поносив до получаса, вы создадите ту самую благоприятную обстановку для сна. Также можно покачать малютку в манеже, коляске или же на кресле-качалке. Если вы готовы немного потратиться, то существуют специальные укачивающие центры, которые облегчают жизнь родителям. Но не всегда это самый простой способ помочь уснуть малышу. Для мамы это достаточно тяжелый физический труд. Поэтому, если вы хотите уложить грудничка спать без укачивания, чтобы облегчить себе жизнь, лучше приучать его засыпать без них.
  4. Пеленка с запахом мамы . Мама для малыша, ее запах и голос — это ощущение безопасности и комфорта. Поэтому, если вы поспите на пелёнке, а затем малыш будет ею накрыт, либо же вы просто кладете ее рядом — это поможет ему уснуть.
  5. Ритуал . Придумайте для себя и карапуза какое-то занятие перед сном (не более 30 минут). Это должно быть что-то расслабляющее и успокаивающее. К примеру, включить тихую, спокойную музыку, чтоб ребёнок быстро уснул. Петь ему колыбельные песни или же использовать нежные поглаживания. Через несколько дней вы сами поймете, что подходит именно для вас и вашего малыша.
  6. Слинг . Иными словами, это ткань, которая позволяет зафиксировать кроху к телу матери и обеспечить максимальный контакт. Мама в это время может заниматься своими делами, имея свободные руки, а малыш беззаботно спать.
  7. Использование соски . Сосательный рефлекс появляется еще в утробе матери, когда ребенок начинает сосать пальчик. Ни для кого не секрет, что это помогает вашему чаду уснуть.
  8. Обман . Положите ребенка рядом, обнимите его, закройте глаза и попытайтесь медленно и размеренно дышать. Притворившись спящей, вы подадите сигнал, что ему тоже пора отдыхать.
  9. Проявите наблюдательность . Просто понаблюдайте за крохой, он всегда будет давать сигнал о том, что готов спать. Дети начинают зевать, тереть личико и глазки руками, становятся менее активными и теряют интерес к окружающим вещам и событиям. Подловите нужный момент и укладывайте спать.

Как уложить спать ребенка ясельного возраста

Теперь рассмотрим вопрос, как быстро уснуть ребенку более старшего возраста.

Эти советы помогут родителям деток старше года.

  1. Общие правила остаются такие же , как и для грудничков: режим, тихая, темная обстановка и отсутствие избыточного возбуждения за пару часов до сна. Малыш должен четко понимать план действий. Для этого вы должны ему объяснять, к примеру: «Сейчас мы идём в душ, чистим зубки, затем я тебе почитаю и мы будем спать». И так должно быть ежедневно, пока не войдёт в привычку.
  2. Ритуал остается все еще актуальным. Только теперь его возможности неограничены. Мамы могут рассказывать сказки, чтоб ребёнок быстро уснул, петь колыбельные песни, включать приятную музыку или же мультик. Но необходимо запомнить и взять для себя за правило, что как только малыш уснул, нужно отключать все звуковые источники. Когда ребёночек спит, его мозг должен пройти все необходимые фазы сна. Постоянный звук на фоне не даст полноценного отдыха и позволит пройти ему лишь поверхностный сон, что может плохо сказаться на дальнейшем развитии головного мозга.
  3. Физическая и эмоциональная разрядка. Чтобы карапуз хорошо спал ночью, ему нужно активничать в течение дня. Прогулки на свежем воздухе, занятия в бассейне, игра на детской площадке — все это поможет эмоциональной и физической разрядке, что сыграет вам на руку в ночное время.
  4. Дневной сон . Хоть малыш уже и подрос, но вопрос дневного сна еще долго будет оставаться открытым. По ошибке многие думают, что если не давать спать ребёнку днём, то ночью ему будет хорошо спаться. Из-за недосыпа вырабатывается большое количество гормона стресса, что может совсем не дать уснуть или же сон будет некрепким — поверхностным.
Читайте также:  Как понять, что чай пора выбрасывать

Со временем все родители подбирают вариант, подходящий именно для них с малышом.

Все советы, представленные выше — это простые истины, известные каждому. Со временем, все родители подбирают вариант, подходящий именно для них с малышом. Важной задачей является обеспечение полноценного сна, который так необходим для роста и развития ребенка.

Успокаивающие чаи для ребенка. Лучшие рецепты

  • Оказывают слабый седативный эффект;
  • Успокаивают;
  • Нормализуют детскую нервную систему.

Виды успокоительных чаев для детей

Детские чаи имеют растительную основу и могут быть:

  • Однокомпонентными;
  • Комбинированными, в состав которых входит травяной сбор (специалисты считают, что этот вариант наиболее эффективен).

В аптеке можно приобрести фиточай в пакетиках или в виде смеси сушеных трав.

Допустимо добавление сушеных фруктов и пробиотиков.

Собирать травы можно и самостоятельно, но вдали от дорог и населенных пунктов.

Требуется правильное хранение, соблюдение сроков годности.

Если имеются сомнения относительно правильности сбора и хранения, то лучше купить готовый аптечный продукт.

Как действует успокаивающий чай на ребенка

Эти целебные напитки:

  • Успокаивают нервную систему малыша;
  • Устраняют раздражительность и тревожность;
  • улучшают аппетит, нормализуют обменные процессы;
  • Положительно влияют на качество сна;
  • Стабилизируют работу почек, сердца и желудка;
  • Обогащают рацион полезными веществами, витаминами и минералами;
  • Тонизируют организм и улучшают настроение.

Чаи для разного возраста

Для деток разных возрастных групп рекомендует различные травяные успокаивающие напитки.

Новорожденным в первые месяцы жизни можно давать фенхелевый однокомпонентный чай. С его помощью сон ребенка станет спокойным, исчезнут колики. В этот период особенно важно избавиться от газов.

Ромашка, фенхель и комбинации из этих трав можно заваривать малышам до годика.

Этот состав можно разнообразить малышам до двух лет, прибавив мелиссу, шалфей и пустырник. Все эти компоненты оказывают благоприятное действие на сон, работу детской иммунной и пищеварительной системы.

Деткам до пятилетнего возраста можно давать чай из чабреца и валерианы.

Если ребенок старше пяти лет, добавить в чай можно и мед, и липовый цвет. Конечно, при условии хорошей переносимости.

  • Однокомпонентный ромашковый чай

Прекрасный вариант для заваривания. На стакан кипятка достаточно двух ложек. Один аптечный фильтр-пакетик дает такую же концентрацию.

Такой настой можно давать даже самым маленьким. Начните с одной чайной ложечки. Ромашка оказывает расслабляющее действие на детскую нервную систему. Кроме того, она работает как противомикробное средство.

  • Чай из семян фенхеля без сахара

Этот напиток приятно-сладковатый на вкус. При расщеплении он преобразуется в глюкозу, насыщая организм. Это достаточно длительный процесс, как и действие напитка.

Можно его использовать как однокомпонентный.

  • Поможет справиться с нервозностью;
  • Успокоит;
  • Избавит от страхов;
  • Устранит газы в кишечнике.

Можно рекомендовать его не только малышу, но и кормящей мамочке.

Одну чайную ложку семян фенхеля:

  • Заливают кипятком (1 стакан);
  • Настаивают полчаса;
  • Процеживают и охлаждают.

Можно добавлять настой в молоко.

Напиток из фенхеля может быть многокомпонентным.

  • Ромашку – как успокаивающее и противобактериальное средство;
  • Липу – для устранения беспокойства и налаживания работы желудка.
  • Пустырник и мелиссу – как успокоительные компоненты, нормализующие сон ребенка;
  • Шалфей – укрепляет нервную систему, устраняет образование газов.
  • Чай из валерианы

Растение дарит покой и укрепляет мозг.

Для чая берут валериану и мелиссу по одной столовой ложке, заваривают кипятком (один стакан).

Чтобы получить положительный эффект, напиток нужно пить курсами, не менее месяца.

  • Многокомпонентный чай из ромашки, мелиссы и мяты
  • Взять каждой травы по 50 грамм;
  • Залить стаканом воды;
  • Вскипятить;
  • Настаивать 20 минут.
  • Чай из цветков календулы

Это многокомпонентный напиток, включающий:

  • Три части сушеной календулы;
  • Одну часть сухих листьев мяты;
  • Две части сушеного пустырника.

Элементы смешивают и растирают.

  • Взять 6 грамм смеси;
  • Залить стаканом кипятка;
  • Выдержать четверть часа;
  • Настой процедить.

Принимать 4 раза в день по три чайные ложки.

Детские успокаивающие чаи особенно полезны за полчаса до еды и перед сном. Рекомендуется получить совет педиатра в отношении:

  • Дозировки;
  • Концентрации;
  • Длительности приема.

И не забывайте, что спокойный сон малыша обеспечивают качественные ночные подгузники. Выбирая ночные подгузники LOVULAR, вы можете быть уверены в спокойном сне Вашего малыша!

Мягкая эластичная 3D манжетка плотно облегает животик малыша, обеспечивая свободное дыхание и уверенную фиксацию на теле. Дополнительное количество и равномерное распределение мельчайших гранул абсорбента осуществляют быстрое впитывание жидкости при любом положении ребенка во время сна: на боку, на спинке или на животе. В ночных трусиках LOVULAR (Night) малыш всегда просыпается бодрым, в прекрасном настроении, радуя своей улыбкой и звонким детским смехом заботливых родителей.

Читайте также:  Как заваривать зеленый чай

Успокаивающий чай для ребенка перед сном

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Александра
Ответственная и отзывчивая! 😊

Аннотация: Как успокоить маленького ребёнка? Эта тема волнует многих молодых мам, часто сложно понять причину плача, капризов.

Статья:

Как успокоить маленького ребёнка? Эта тема волнует многих молодых мам, часто сложно понять причину плача, капризов. Существует несколько подходов к воспитанию и понимаю детей. В статье рассмотрим, как успокоить ребёнка, погасить истерику.

Поведение детей зависит от возраста, есть переходные этапы, кризисы. При этом детские слёзы, крик очень досаждают родителям, которые часто не понимают, как правильно реагировать, особенно находясь в общественных местах.

Итак, как успокоить ребенка? Приступим к изучению важного вопроса. Рассмотрим в возрастном периоде.

Новорождённые дети. Как успокоить маленького ребёнка?

Грудные детки часто плачут и не дают покоя мамам.

Основные причины – физический дискомфорт:

  • голод, жажда;
  • мокрый подгузник, пелёнки;
  • неудобство одежды;
  • слишком жарко или холодно;
  • проблемы пищеварения (газики, колики);
  • наличие раздражения, опрелостей;
  • рост зубов (боль, температура).

Эмоциональные причины:

  • усталость;
  • страх;
  • одиночество;
  • потребность в ласке, внимании;
  • потребность в защите, безопасности.

Итак, как успокоить плачущего ребенка? Конечно, причин для беспокойства у грудничков достаточно много. Им приходится адаптироваться к условиям жизни вне маминого организма, что требует усилий. Часто не хватает комфорта, безопасности, а ещё мучают колики, может болеть головка, если повышенное внутричерепное давление.

Как быть?

В первую очередь проверить базовые потребности – голод, сухость,- предложить попить, погладить животик по часовой стрелке, помазать опрелости при наличии. Возможно, жарко или холодно в помещении? Помогите малышу с одеждой, ведь сам пока не может регулировать этот процесс, сообщает плачем. При росте зубов – полезен массаж дёсен, специальная мазь для снижения боли. Полезно также подержать младенца вертикально, чтобы отошёл воздух, что заглатывают при крике или с пищей.

Как быстро успокоить ребенка, если физические причины не найдены? Очень важно деткам чувствовать любовь и заботу мамы – спокойный голос, объятия, тактильный контакт, покачивания также успокаивают. Малыши могут любить спокойную музыку или песенки, напеваемые любимой мамой. Полезно носить деток в слинге, когда уже позволяет возраст – это обеспечивает безопасность, контакт с мамой, возможность слышать её дыхание, сердце.

Покажите яркую игрушку или предмет, поиграйте, импровизации помогут отвлечь малыша от переживаний. Часто детей успокаивают прогулки – много новых впечатлений, с интересом наблюдают и слушают окружающий мир, часто засыпают на улице.

Как успокоить маленького ребенка ещё? Успокаивающий эффект оказывает вода, можно умыть малыша, помочь вернуться в бодрое состояние. Прекрасно работают отвлекающие манёвры: “А что там на улице? Посмотрим в окошко! А кто у нас в зеркале?” Пробуйте, что подойдёт больше. Кто-то любит звенящие предметы, кто-то хорошо реагирует на шум воды, похожий на звуки внутриутробного периода жизни.

Могут сработать также игры с предметами, дети очень любознательны, открыты для познания мира. Любая вещь в движении может привлечь внимание, тем более яркая. Замечают также игру интонациями, стихи, песни. Комнатные растения и предметы на полочках тоже страсть многих детей, со временем будут с радостью наводить порядок в шкафчиках, “читать книги родителей”.

Таким образом, существует очень много вариантов, как успокоить маленького ребенка. Всё зависит от фантазии, изобретательности родителей. Бывает, помогают и мультфильмы, но это последний метод. Зачем с раннего возраста портить зрение, лучше использовать успокаивающую музыку. Замечено, музыка Моцарта успокаивает детей, а также способствует развитию памяти, интеллекта. Сейчас можем заложить основу для восприятия музыки и искусства. Есть много красивых мелодических композиций.

Полезно ходить на регулярные осмотры к докторам и советоваться по важным вопросам. Так, частые пробуждения ночью, плохой сон или неуверенное сидение могут быть проявлениями задержек развития, нарушений работы нервной системы. Для укрепления мышц часто советуют массаж, а для лучшего развития – специальные препараты и курсы лечения.

Плохой сон может быть связан с внутричерепным давлением, узнайте у доктора, пройдите обследование по необходимости. Возможно, поможет успокаивающий чай для детей как подготовка к отдыху или в периоды беспокойства. Однако по использованию стоит уточнить у педиатра – дозировки, названия.

Как успокоить ребенка перед сном?

  1. Расслабляющая ванна – тёплая вода успокаивает малышей.
  2. Спокойная музыка – успокаивающая музыка для детей перед сном поможет расслабиться, подготовиться ко сну.
  3. Пение, чтение – колыбельные, чтение сказок – средство успокоения, известное нашим бабушкам, помогало раньше и сейчас актуально.
  4. Кормление грудью – рефлекс успокоения во время кормления часто помогает детям уснуть.
  5. Тихое общение – в вечерний период снижаем активные игры, переходим к спокойным, тихим.
  6. Тусклый свет – солнце садится, свет тускнеет, приходит вечер.

Важно выработать свой ритуал, чтобы возникал рефлекс – наступает ночь, пора спать. Одни мамы поют перед сном, другие – читают книги. Можно, конечно, приучить малыша спать рядом, но лучше – в своей кроватке. Так родителям будет проще в будущем. Отучать довольно сложно.

Итак, как успокоить новорожденного ребенка?

Есть много способов, главное – понять причину беспокойства. Американский педиатр Харви Карп разработал свою методику успокоения детей, основанную на рефлексах. Попробуйте:

  1. Запеленать – пеленание обеспечивает безопасность, как в период до рождения, когда также было тесно, но надёжно. Не обязательно постоянно пеленать, можно перед отдыхом или в периоды беспокойства.
  2. Положить на бок – малыш может лежать на боку или животе на руках у мамы, так приходит состояние покоя и чувство безопасности.
  3. Обеспечить шум – многих малышей успокаивает жужжание стиральной машины или других бытовых приборов, напоминают стук сердца мамы. Можно даже самостоятельно попробовать жужжать или шипеть.
  4. Покачивание – метод известный давно, главное, что не нужно сильно трясти малыша, достаточно небольших покачиваний головки на ладони у матери. Это также напоминает о прошлом периоде жизни, мама ведь была в движении, малыш чувствовал раскачивания.
  5. Сосательный рефлекс – кормление грудью, соска или бутылочка перед отдыхом помогают успокоиться малышу.
Читайте также:  Очищающий чай из трав для очистки всего организма

Как успокоить маленького ребенка? Главная идея во всех подходах – малышу необходима забота, любовь, безопасность. Не бойтесь избаловать, ведь младенец ещё очень мал, нуждается в маминой любви. Лучше чаще брать на руки и говорить ласковые слова, тогда не нужно будет плакать, чтобы привлечь внимание.

Детские истерики в год, как успокоить ребёнка?

По мере взросления истерики и крик становятся не способом решить вопрос, а скорее манипуляцией для привлечения внимания, получения игрушек, сладостей. В 1-2 года необходимо обучиться решать жизненные задачи без крика, иначе в будущем будет сложно ребёнку и родителям.

Детская истерика, Комаровский и врачи – педиатры уделяют большое внимание изучению капризов, истерик детей после года. Очень сложно с капризным малышом ходить в магазин, быть в обществе, понимая – в любой момент возможен взрыв, непослушание. Как бороться с детскими истериками?

Предлагаем советы доктора Комаровского, как справиться с детской истерикой

  • Стараться сохранять спокойствие – не стоит идти на поводу, если что-то требует, пусть научится спокойно выражать мысли, принимать мнение родителей. Родители – главные в семье. Управление взрослыми с помощью истерик популярный метод у детей.
  • Единство мнения – нельзя допускать разных реакций, если мама запрещает, значит, папа и бабушка поддерживают. В другом случае – не избежать постоянных сложностей в воспитании, двойные стандарты не позволят сформировать чёткие правила поведения, требования к ребёнку.
  • Отказ от насилия – наказания, крики не помогают в разрешении ситуации непослушания. Главное – понимание, родители приходят на помощь, когда говоришь спокойно, а не кричишь. Такой рефлекс вырабатывается в течении двух дней. Нужно подходить к малышу после прекращения крика, спокойно общаться. При сильном своеволии допустимо оставить малыша одного для успокоения, однако контролировать, помочь, когда успокоится. В крайнем случает, при серьёзной провине – поставить в угол, чтобы подумал “о смысле жизни”, правилах поведения.
  • Единая линия поведения – важно придерживаться одинакового поведения. Если малыш кричит в магазине или общественном месте, не стоит идти на поводу – покупать что-то без надобности, задабривать. Ждём, пока пройдёт всплеск эмоций, забираем сорванца. Дети испытывают родителей, пока не поймут – бесполезно.
  • Поймите причину истерик – для снижения негативного поведения важно понять малыша. Возможно, ему не хватает внимания родителей, больше общайтесь, когда в спокойном состоянии, хорошем настроении. Неустойчивость нервной системы, психики проявляется в неуравновешенном поведении. Лучшее решение – личный пример. Можно бесконечно рассказывать, как нужно себя вести, но эффективнее показать способ решить всё спокойно.

Часто причина истерик ребенка – в непонимании, неприятии его интересов родителями

Важно любить, заботиться, но давать и свободу для самовыражения, обретения уверенности. Чрезмерная избалованность, опека не идут на пользу. Нужны чёткие правила, что можно и нельзя, что хорошо, а что плохо. Если границы смыты, то у детей возникает стремление перегнуть чашу весов в свою сторону.

Бывают и другие причины истерик – усталость, недостаток сна, голод, эмоциональная перегрузка, ослабленное состояние в период болезней, подражание, желание проявить самостоятельность, выйти из-под опеки, заявить о стремлениях, получить нужное, протест от прерывания важного дела.

Как успокоить ребенка во время истерики? Изначально стоит понять, почему малыш кричит. Спокойно объяснить – это не способ решить задачу, помогать, когда успокоится. Можно утешить, прижать к себе, но не позволять манипулировать.

Как успокоить маленького ребенка? Всё зависит от причины истерики. Если перегрузка, усталость – помочь отдохнуть, покормить, переключить внимание. При желании получить запретное – не идти на поводу, занять выжидательную позицию. Спокойно объяснить, почему не можете купить или сделать, что хочет. Полезно согласовать действия в семье, для единства мнения, подхода к воспитанию.

Детские капризы и упрямство

Чем старше ребёнок, тем больше проявляется характер, упрямство. Почему ребенок не слушается? – часто думают родители. Всегда стремимся понимать, идти навстречу, заботимся, а дети не понимают наших стремлений. В чём причина?

Итак, ребенок не слушается, советы психолога:

  1. Определить причину непослушания – приказной тон родителей, игнорирование его интересов, нет чётких правил воспитания, не понимают инструкции родителей или стремление получить желаемое с помощью капризов, непослушания.
  2. Заниматься воспитанием с раннего возраста – в один год малыша проще приучить к нормальному поведению, чем в 5-7 лет, когда начинается пик непослушания. Ребёнок взрослеет, проявляет своеволие.
  3. Доверительное общение – для послушания важно признавать авторитет взрослых. У них больше опыта, они способны помочь в жизни. Полезно делиться мыслями, идеями, обсуждать совместно сложные ситуации, искать решения.
  4. Особое обращение – детям приятнее, когда обращение целевое, а не крик. Лучше подойти, обнять и высказать мысль, предложение ребёнку, чтобы чувствовал любовь, заботу. Грубость никто не любит.
  5. Зрительный контакт – при обращении полезно смотреть в глаза, показывая доверие, открытость. Готовы понять, принять его, обсудить любую сложность.
  6. Будьте благодарны – если малыш выполнил поручение, полезно поблагодарить, подчеркнуть важность действий. Простое “спасибо” всегда приятно слышать.
  7. Послушание – безопасность – бывает, нужна быстрая реакция, как при пожаре. Ребёнку необходимо знать, понимать – послушание и выполнение строгих правил безопасности может спасти жизнь. Это необходимость, а не прихоть родителей.
  8. Считаться с мнением ребёнка – детям важно чувствовать, что их интересы уважают. Родители могут давать возможность выбора для проявления самостоятельности, предлагая несколько возможных вариантов питания, одежды. Малыш тоже личность.
  9. Устанавливать дружеские отношения – конфронтация не приведёт к хорошим результатам, а доверие и умение договариваться – выход для формирования взаимопонимания.
  10. Чёткие правила воспитания – определить единые требования в семье, никому не нарушать, чтобы малыш понимал, что можно, что – нельзя.
Читайте также:  Какие бывают успокаивающие чаи

Детское упрямство – нормальное явление для детей старше двух лет

Кроха растёт, проявляет самостоятельность, скорее, должно тревожить отсутствие подобных реакций. Дети слишком послушные, покорные обладают слабой нервной системой, не приспособлены к жизни в обществе, с трудом адаптируются в коллективе, не могут быть самостоятельными, постоянно зависят от чужого мнения.

Как успокоить маленького ребенка, если не слушается? Понять причину непослушания, установить контакт, строить доверительные отношения, давать больше свободы, подчёркивать значимость, но соблюдать рамки требований. Не забывать объяснять требования, для детей постарше важно понимать, почему правильнее поступать таким образом, а не иначе.

Ребенок не слушается, истерики имеют частое проявление

Корень сложностей в воспитании после года – закрепился рефлекс манипулирования криком, требуется долгое время для искоренения вредной привычки. Лучше вовремя купировать стремление устраивать “цирк”.
Ребёнок – будущий член общества, а нормальное общение позволит ему быть успешным и самостоятельным. Истеричное поведение не приветствуется в общении, хотя часто наблюдаем среди взрослых. Причина? Детские годы, воспитание.

В статье рассмотрели, как успокоить маленького ребенка в грудном возрасте, после года и пяти лет. В разном возрасте есть свои причины для слёз. Главное – понимать, любить детей. Выход и решение существует всегда. Многие родители сталкиваются со сложными периодами в воспитании. Советы педагогов и психологов помогут пройти успешно все кризисы, вырастить замечательных детей.

Доктор Комаровский о неврологических проблемах у детей

Доктор, посещение которого вселяет в большинство российских родителей страх, – невролог. Мамы и папы боятся, что именно этот специалист обязательно найдет какое-то неврологическое отклонение у их ненаглядного чада. И эти опасения не так уж беспочвенны — по статистике, у 90% малышей в нашей стране есть тот или иной неврологический диагноз. Всегда ли этот диагноз достоверен и так ли распространены неврологические проблемы на самом деле, родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.

Особенности детской нервной системы

Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.

В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание, которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.

Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.

Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.

Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.

Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.

Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.

Неврологические проблемы

Когда мамы с жалобами на дрожащий подбородок чада, на трясущиеся ручки или регулярную икоту приходят к врачу, тот прекрасно понимает, что в 99% случаев такие симптомы являются вариантом нормы, учитывая интенсивный процесс совершенствования нервной системы. Доктор знает, что эти маленькие «неприятности», скорее всего, пройдут сами по себе, и возможно, уже очень скоро. Но он, по мнению Комаровского, не хочет брать на себя ответственность за вашего ребенка, а потому ему проще сказать, что трясущийся подбородок — неврологический симптом, и назначить определенное лечение, от которого вреда не будет (массаж, плавание в надувном круге на шею, витамины).

Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.

Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.

Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.

Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны — не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.

Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.

Когда проблема действительно существует?

Внутричерепное давление — диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.

Читайте также:  Зеленый чай при гастрите

Самая частая жалоба, с которой родители обращаются к детскому неврологу, – ор ребенка.

С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.

Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин — голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.

К больным причисляют очень активных детей, им немедленно ставят диагноз «гиперактивность», нездоровыми считают и спокойных и медлительных ребятишек, им ставят клеймо «заторможенность», неврологическими проблемами пытаются объяснить плохой сон и аппетит. Делать этого не надо, говорит Евгений Комаровский, поскольку настоящие неврологические болезни случаются редко, и звучат они грозно, пробиотики и гимнастика их не лечат.

К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич, неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.

Советы доктора Комаровского

Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми и существующими в теории нормами развития малышей. Ваш ребенок — личность, которая развивается в соответствии со своими внутренними «настройками», они сугубо индивидуальны.

Лучшая профилактика, а заодно и лечение неврологических якобы «проблем», которые существуют только на бумаге врача и в головах у беспокойных мамы и бабушки, – правильный образ жизни ребенка.

Длительные и регулярные прогулки, купание, закаливание, разумное питание (без перекорма), удобный для мамы и ребенка режим дня, который неукоснительно соблюдается, укрепляющий массаж каждый день, помогут справиться и с гиперактивностью, и с дрожащим подбородком, и нарушениями сна у ребенка.

Не допускайте передозировки кальция и витамина D, поскольку такие состояния действительно могут вызывать определенные проблемы с нервной системой. Об этом более детально следует поговорить с лечащим педиатром, который определит необходимые дозировки для вашего конкретного ребенка, учитывая возраст, вес и состояние здоровья малыша.

Фенибут – препарат для улучшения памяти и повышения работоспособности

Расстройство сна, беспокойство, повышенная тревожность, раздражительность, эмоциональная неустойчивость, высокая утомляемость – знакомые словосочетания для современного человека, который часто сталкивается с психоэмоциональными нагрузками, стрессом. Когда эти и подобные состояния влияют на качество жизни, то лечащий врач может назначить Фенибут – ноотропное лекарство, которое улучшает когнитивные способности и обладает легким транквилизирующим эффектом. Такая комбинация позволяет одновременно сохранить работоспособность и устранить тревожность.

Рисунок 1 – Фенибут хорошо подойдет тем людям, которые часто испытывают беспокойство и тревожность

Также Фенибут разово можно использовать для предотвращения укачивания и с целью премедикации для наркоза.

Действующее вещество препарата – аминофенилмасляная кислота – представляет собой производное фенилэтиламина и гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК). Причем ГАМК – органическое соединение, мозговой метаболит, то есть, вещество, которое используется структурами ЦНС для обеспечения метаболизма и поддержания эффективной работы клеток мозга.

Показания

Фенибут назначается врачом для лечения следующих состояний или заболеваний:

  • астеническое состояние (вялость, апатия, ощущение истощенности, утомляемость и т.д.);
  • тревожно-невротические состояния;
  • постоянное непрекращающееся беспокойство по различным поводам;
  • ощущение страха;
  • ощущение тревоги;
  • бессонница, ночная суетливая тревожность и кошмары у пожилых людей;
  • невроз навязчивых состояний;
  • психопатия;
  • при сильном волнении перед хирургической операцией или каким-либо иным инвазивным диагностическим вмешательством;
  • болезнь Меньера и другие патологии вестибулярного аппарата, вызванные травмами, сосудистыми и иными нарушениями;
  • отогенный лабиринтит;
  • головокружение, обусловленное нарушением работы вестибулярного аппарата;
  • профилактика укачивания;
  • заикание у детей;
  • тики различного генеза у детей;
  • энурез у детей;
  • алкогольный абстинентный синдром (в комплексе с другими препаратами);
  • пределириозное состояние при алкоголизме;
  • для усиления эффекта противопаркинсонических средств.

Противопоказания

Рисунок 2 – Фенибут противопоказан при беременности

Несмотря на положительное влияние на организм и внушительный список показаний, прием Фенибута может быть ограничен. Так, он противопоказан в следующих случаях:

  • индивидуальная чувствительность или непереносимость компонентов препарата;
  • беременность и период грудного вскармливания;
  • печеночная недостаточность;
  • эрозии и язвы желудочно-кишечного тракта.

Побочные эффекты

В большинстве случаев Фенибут хорошо переносится, но как и любое лекарство он может спровоцировать следующие побочные эффекты:

  • сонливость;
  • тошнота;
  • головная боль (только при первых приемах);
  • усиление раздражительности;
  • возбуждение;
  • тревога;
  • головокружение;
  • аллергические реакции (сыпь и зуд кожи).

Как принимать Фенибут

Фенибут назначают терапевтическими курсами продолжительностью от 2-3 до 4-6 недель в зависимости от заболевания и скорости нормализации состояния. Терапию можно проводить повторно через 2-4 недели. Такой временной интервал необходим, чтобы не вызвать привыкания к препарату, который поставляет головному мозгу необходимые метаболиты, и он (мозг) прекращает вырабатывать эти вещества самостоятельно в необходимом количестве.

Прием Фенибута начинают в полной терапевтической дозировке. А вот прекращают курс лечения постепенно, в течение 1-2 недель снижая дозировку.

При длительном применении Фенибута рекомендовано раз в неделю сдавать общий анализ крови с целью выявления возможной эозинофилии и анализ крови на активность АсАТ и АлАТ.

При использовании Фенибута с другими психотропными препаратами необходимо уменьшать дозировку обоих принимаемых лекарственных средств.

Если человека укачивает в транспорте, то Фенибут необходимо принимать за 20-30 минут до поездки однократно в дозе 250-500 мг (1-2 таблетки). Только в этом случае он будет эффективен.

Рисунок 3 – Запивать таблетки Фенибут следует достаточным количеством воды

Фенибут следует принимать исключительно после еды, так как может возникнуть сильное раздражение слизистой желудка. Проглатывать таблетку необходимо целиком, не раскусывая и не разжевывая, а также не измельчая другими способами. Таблетки следует запивать достаточным количеством воды.

Стандартная дозировка Фенибута для взрослых: по 250 – 500 мг (1- 2 таблетки) 3 раза/сут. При необходимости дозировку увеличивают до 750 мг (3 таблетки) 3 раза/сут.

Детям младше 8 лет Фенибут назначают по 20 – 150 мг 3 раза/сут, а детям в возрасте 8 – 14 лет – по 250 мг 3 раза/сут.

Максимально допустимая дозировка Фенибута: 750 мг (3 таблетки) для взрослых, 500 мг (2 таблетки) для пожилых старше 65 лет, 300 мг для детей 8 – 14 лет и 150 мг для детей младше 8 лет.

Длительность применения Фенибута подбирается лечащим врачом.

Как принимать Фенибут детям

Фенибут показал себя как препарат с низкой токсичностью и хорошей переносимостью, поэтому его назначают для терапии невротических и тревожных расстройств у детей и пожилых людей.

Фенибут для детей (от 8 лет) применяют в дозировке 20 – 100 мг/сут курсом 2-4 недели. Подобная продолжительность терапии связана с возможным психологическим привыканием ребенка к лекарству. Прием препарата детям младшего возраста (менее 8 лет) прописывается врачом в исключительных случаях. Решение об этом принимает только врач. Младенцам Фенибут не рекомендуется, поскольку медикамент может оказывать разнонаправленное действие на ребенка, предугадать которое заранее невозможно. Врачи советуют воздерживаться от применения Фенибута минимум до двух лет.

Рисунок 4 – Детям в возрасте от 8 до 14 лет стоит принимать в день не более 250 мг

Также, при необходимости приема лучше давать порошок, который приготовлен фармацевтом в аптеке, так как деление Фенибута 250 или 100 мг на верные, “детские” дозы затруднено.

Интервью с неврологом

От 23 700 рублей

Невролог – один из основных специалистов для детей с рождения. Впервые ваш малыш встречается с детским неврологом еще в роддоме, потом плановые осмотры этого врача проводятся в месяц, в три, в полгода, в 9 месяцев (при наличии показаний), в год. Мы поговорили с детским неврологом «ЕвроМед клиники» Натальей Петровной Исаенко о том, зачем ребенка так часто показывают специалисту, какие самые распространенные заболевания неврологического профиля встречаются у малышей и что нужно делать для того, чтобы ваш ребенок рос здоровым и спокойным.

— Наталья Петровна, на что обращает внимание врач-невролог при плановых осмотрах малышей?

— В первую очередь, невролог выявляет грубые врожденные аномалии. Далее смотрим, как идет предречевое, моторное, эмоциональное развитие ребенка.

В каждом возрастном периоде у ребенка должны быть определенные навыки. Родители, в отличие от врача-невролога, чаще всего, не могут объективно оценить, насколько развитие их ребенка укладывается в возрастные нормы.

— Но ведь все дети разные, и их развитие может не соответствовать таблицам и установленным рамкам?

— Да, такое бывает. Здесь надо подходить очень индивидуально. Действительно, несмотря на то, что мы ориентируемся на существующие нормы, у нас есть определенные таблицы, расписанные схемы, что ребенок должен делать в каком возрасте, существует возможность отклонений от них, и это не страшно. Какой-то ребенок может чуть раньше начать выполнять определенные действия, какой-то — чуть позже. Многое зависит и от того, в каких условиях живет ребенок, что делают родители по отношению к ребенку и пр.

Но именно поэтому и важна консультация врача-невролога, чтобы профессионально оценить, развивается ребенок нормально или есть пугающие моменты, которые могут говорить об определенных проблемах со здоровьем.

— Нормально ли, когда маленький ребенок часто плачет?

— В последнее время считается, что здоровый ребенок, когда он сыт, которому хватает дневного и ночного сна, плакать не должен. Если ребенок часто и беспричинно плачет, значит, есть проблема. Это могут быть головные боли, проблемы с шеей (подвывихи, ущемление), неврологические проблемы. В первые месяцы жизни – проблемы с желудочно-кишечным трактом: колики, повышенное газообразование и пр. В связи с этим же может быть плач вовремя еды, отказ от груди, от бутылочки. Во время еды усиливается перистальтика кишечника, в связи с чем ребенок испытывает дискомфорт.

Маленькие дети обычно очень метеозависимы и реагируют на погоду – это тоже может быть причиной плача.

Мне кажется, многие дети плачут потому, что им скучно, они так требуют родительского внимания. Сейчас наблюдается у детей психологическая акселерация и, соответственно, им требуется больше внимания. Это обычно хорошо видно. Многие родители сами провоцируют это закрепление: ребенок заплакал, мама взяла его на ручки, покачала, приложила к груди. Конечно, малышу у мамы на ручках и, тем более, у груди – хорошо, и он будет повторять плакать, требуя повторения. Не надо каждый раз, когда ребенок заплакал, прикладывать его к груди. Лучше попытаться переключить: отвлечь, погреметь погремушкой, погладить…

Еще одна причина плача — переутомление. Родители зачастую не верят, что грудничок может переутомляться, не понимают, с чего. У малышей незрелая нервная система, плюс они ежедневно получают огромную массу новой информации и впечатлений – для них же всё в мире ново и незнакомо! Поэтому так важен полноценный сон, когда ребенок может отдохнуть от впечатлений.

Если ребенок кричит перед сном, спит мало, нервно, часто просыпается, надо двигать режим, налаживать сон, отслеживать качество сна.

— Когда мы говорим о полноценном сне, что имеется ввиду, как должен спать ребенок?

— Для совсем маленьких деток норма – спать минимум по часу–полтора на дневном сне, шесть часов подряд – ночью. В период адаптации, в первые месяцы жизни, малыш может просыпаться ночью чаще, но все равно – промежутки должны быть не менее 3 часов. Сны по 30–40 минут – это мало, ребенку не хватает этого времени для того, чтобы отдохнуть. Тут важен такой момент: фаза сна у ребенка как раз эти 30-40 минут. Но ребенок должен уметь переходить от фазы к фазе самостоятельно. А что происходит на практике? Ребенок завозился, открыл глаза, мама сразу берет его на руки, начинает кормить. Он привыкает и уже не засыпает самостоятельно. Поэтому важно учить ребенка переходить из фазы в фазу, не просыпаясь: не трогать его, если он просыпается, не беспокоить; если заплакал, закапризничал — подкачать его, погладить, но стараться, чтобы ребенок продолжил спать без перерыва на еду.

У детей постарше, которые спят один раз в день, продолжительность дневного сна должна составлять 2–3 часа. Если спит больше – это хорошо.

Чтобы наладить сон, важен режим. Я рекомендую прям записывать в тетрадочку (или в приложение на смартфоне), сколько ребенок спит, время, когда заснул и проснулся, когда кричит перед сном, какое у него настроение после сна… Так мы можем отследить количество и качество сна. Смотрите – в какие дни ребенок спал хорошо, засыпал легко – и ориентируетесь на распорядок этого дня.

— Один из распространенных диагнозов, который многим детям ставят в роддоме, — «нейрогенная кривошея». Насколько это серьезная проблема?

— Нейрогенная кривошея – асимметрия мышечного тонуса. Ребенок нередко рождается с асимметрией мышечного тонуса. У маленького ребенка еще нет произвольных движений, они хаотичны. И в момент расслабления, сна ребенка тянет туда, где повышен тонус. То есть ребенок лежит с определенным поворотом головы. Если не заниматься этой проблемой, не корректировать, идет деформация шеи и черепа. Ребенок постоянно смотрит в одну сторону, лежит на одном боку, в результате уплощается голова, меняется ее форма.

С этим можно работать, главное – заниматься. Что делают для того, чтобы скорректировать кривошею и последствия от нее? Меняем положение, перекладываем ребенка, чтобы он лежал на разных боках попеременно, а не на одном, на спине. На живот выкладываем. Также для коррекции кривошеи рекомендованы лечебная гимнастика, массаж, бассейн.

Кривошея приходит в норму в период от 3 до 6 месяцев жизни ребенка. В этот период ребенок становится более активным, крутит головой, руками, начинает переворачиваться, пытается ползти, садиться.

Важно не путать нейрогенную кривошею, которой занимаются неврологи, с врожденной мышечной кривошеей — грубой патологией, которую лечат врачи-ортопеды.

— Головные боли у детей – это повод для обращения к неврологу?

Да, безусловно. У детей до 5-6 лет головных болей быть не должно – они еще не созрели для этого. У маленьких детей головные боли могут быть вызваны соматическими причинами: паразитозом, анемией, аллергией, какими-то проблемами со стороны ЖКТ…

У детей постарше головные боли могут провоцироваться проблемами со стороны позвоночника шеи. В пубертатном периоде нередко встречаются различные вегетативные дисфункции. Это распространенная проблема у подростков.

В любом случае, надо обязательно обследоваться. Велик шанс, что мы ничего не найдем, а головные боли со временем пройдут сами. Но это может быть симптом и некоторых серьезных заболеваний, которые нельзя пускать на самотек.

— Часто ли встречается ночной энурез (недержание мочи)? Когда мы говорим об этом диагнозе?

— Да, это тоже распространенное заболевание. Как диагноз энурез выставляется после 3-4 лет.

Если говорить о нормах в развитии, к полутора годам ребенок должен научиться не мочиться ночью. Современный ребенок какой-то промежуток времени находиться в одноразовых подгузниках. Потом их снимают. Первое время ночи будут «мокрые». Но к двум годам уже должны сформироваться «сухие ночи».

После этого проходит какое-то время – и ребенок начинает опять мочиться ночью, скажем, в 4 года. Это вторичный энурез.

Если же подгузник сняли, а ребенок как мочился ночью, так и продолжает, – это первичный энурез.

Причин энуреза существует немало: это и инфекционные заболевания, и пороки развития, и нарушения функции мочеполовой системы, и незрелость нервной системы, стрессы, неврозы и пр. В любом случае, нельзя игнорировать эту проблему, а нужно как можно раньше обратиться к неврологу для коррекции этого заболевания.

— У маленьких детей бывают судороги при повышении температуры. Насколько это опасно?

Фебрильные судороги (то есть судороги при повышении температуры тела) – это парадоксальная реакция нервной системы, коры головного мозга на такой раздражитель, как высокая температура. На этом фоне идет выплеск. Фебрильные судороги могут случиться всего раз, а могут повторяться при каждом эпизоде повышения температуры. Чаще всего, они бывают у эмоциональных и активных детей. Специального лечения не требуется, главное — не допускать повышения температуры тела выше 37,5 °С, сбивать ее сразу жаропонижающими препаратами, чтобы не повторялись эпизоды судорог. При необходимости — невролог порекомендует седативные препараты. Такие дети наблюдаются у невролога, рекомендуется показываться врачу раз в полгода.

— А не могут фебрильные судороги быть признаком начинающейся эпилепсии?

Выхода в эпилепсию, как правило, фебрильные судороги не имеют. Бывают единичные случаи, когда судороги могут действительно оказаться дебютом эпилепсии. Поэтому в любом случае необходимо показать ребенка неврологу, чтобы врач посмотрел, в каком направлении это развивается.

— Эпилепсия вообще часто встречается?

— Да, эпилепсия — это распространенное заболевание. У нас, в Новосибирске, даже есть специальный центр, где работают специалисты-эпилептологи — это очень узкая специализация в неврологии. Когда мы подтверждаем эпилепсию у ребенка, я обычно направляю пациента наблюдаться в специализированный центр. Так там смогут максимально качественно помочь малышу, грамотно подобрать препараты и назначить корректное лечение.

— На какие симптомы важно обращать внимание родителям, чтобы не пропустить начало эпилепсии у ребенка?

— Как правило, когда случается приступ, это хорошо видно. У ребенка наблюдаются конвульсивные подергивания, дергается угол рта, может тянуть мышцы, течет слюна, может пойти пена изо рта, он может обмочиться. Но бывает, что ребенок при приступе просто замирает, и, например, потирает руки или совершает жующие движения в течение какого-то времени. А потом все проходит. После приступа могут наблюдаться головная боль, тошнота, нарушение координации и речи.

Иногда первые признаки эпилепсии появляются еще до приступа. Например, ребенок подергивается во сне. Или просто меняет свое обычное поведение, становится навязчивым, плаксивым, задает по кругу одни и те же вопросы и т.п. Это обусловлено неврологическими изменениями, которые происходят при эпилепсии.

Таким образом, если вы заметили изменения в поведении ребенка, он ведет себя необычно, странно, обязательно покажите ребенка неврологу!

Если есть возможность – рекомендую снять приступ на видео – так врачу намного проще будет понять, что происходит с ребенком.

— Существуют ли успокоительные препараты, которые можно давать детям?

— Практически нет. Имеющиеся лекарственные препараты могут назначить и дать только в стационарах. В амбулаторном лечении в неврологической педиатрии это не практикуется.

При повышенной возбудимости и эмоциональности ребенка я обычно предлагаю начинать издалека – налаживать режим дня, дать ребенку возможность активно двигаться и полноценно отдыхать, гулять на свежем воздухе и пр.

Все лекарственные препараты (сосудистые, ноотропы и пр.) назначаются строго по показаниям и принимать их без рекомендации врача нельзя. Последствиями неконтролируемого приема лекарств могут быть неврологические и поведенческие проблемы в дальнейшем: гиперактивность, расторможенность, неусидчивость, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

— Насколько часто встречается у детей синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)?

— Сейчас этот диагноз ставят очень часто. Хотя, мне кажется, нередко мы списывает на СДВГ то, что им не является: особенности темперамента и характера ребенка, его активность или даже педагогическую запущенность…

Патологической гиперактивности много, но больше все же историй с проблемами в семье и в взаимодействии родителей с ребенком.

— Еще одно распространенное заболевание — нервные тики. Как их лечат?

— Да, тики встречаются очень часто. Лечим и медикаментозно, и – самое главное – нормализацией режима. Для «тикающего» ребенка очень важен полноценный сон, отдых, минимизирование телевизора, телефона, компьютера. Очень полезно таких детей отдавать в спортивные секции. Как правило дети, страдающие от нервного тика, очень эмоциональные, темпераментные, много читают и сидят за компьютером. У них идет эмоциональная и информационная перегрузка. И нервная система сбрасывает напряжение, проявляясь тиками.

— Кстати о информационных перегрузках, как вы относитесь к так популярному сейчас раннему развитию?

— Плохо. Любой невролог, я думаю, со мной согласится. Если ребенку давать неадекватную его возрасту и развитию нагрузку, это мот вылиться в достаточно серьезные проблемы в будущем, вплоть до психиатрических расстройств. Не надо ребенку всего этого раннего чтения с двух лет, английского языка с трех и математики с пяти. Ребенок должен в спокойном режиме познавать мир, важно стимулировать его познавательную активность, но не надо пичкать его огромным количеством знаний не по возрасту.

— Какие существуют обследования для диагностики неврологических заболеваний?

— Электроэнцефалограмма (ЭЭГ). Придумана и создана чтобы записать эпи-активность — подтвердить или исключить эпилепсию, это основное направление этого обследования.

Также я направляю на ЭЭГ детей с речевыми и с психическими нарушениями, чтобы посмотреть насколько сформированы все корковые ритмы – по возрасту или нет. Это корректируется возрастом, со временем. Также помогают занятия с нейропсихологами, дефектологами, метод «Томатис» (программа для нейро-сенсорной стимуляции).

Магнитно-резонансная томография (МРТ). Это одно из наиболее информативных обследований.

Обязательно направляем на МРТ, чтобы понять причину головных болей, особенно, если ребенок жалуется на головную боль при движении, когда он начинает прыгать, бегать, активно двигаться.

Также МРТ информативен при эпилепсии, приступы которой не поддаются лечению. Тогда мы смотрит на МРТ, нет ли сосудистой мальформации (отклонении от нормального развития) или другого сосудистого дефекта. Это может быть причиной приступов, и проблема решается хирургическим путем. Как правило, после операции приступы у ребенка прекращаются.

МРТ позволяет увидеть структуру мозга и сосудов, оценить состояние структуры, наличие кист и пр.

Компьютерная томография (КТ). Как правило, КТ назначается после травмы, для того, чтобы посмотреть наличие крови в поврежденной области.

УЗИ сосудов шеи. Головные боли, расторможенность, дефицит внимания, речевые задержки могут быть вызваны нарушением кровотока по сосудам. УЗИ позволяет это диагностировать, а также увидеть анатомические дефекты (С-образный, S-образный ход сосудов), анатомически неправильно сформированные сосуды, неправильное отхождениесосудов в позвоночный столб, сужение сосудов.

Нейросонография (НСГ) – УЗИ мозга. В обязательном порядке рекомендовано как скрининг (профилактическое обследование) всем новорожденным. НСГ показывает структуры головного мозга, как сформированы все сферы, полостную систему, желудочки, борозды, наличие жидкости. Параллельно с НСГ выполняется допплерометрия – смотрим кровоток сосудов.

НСГ выполняют в роддоме детям после осложненных родов, в месяц НСГ назначается абсолютно всем. НСГ может показать грубые нарушения, которые необходимо начать корректировать как можно раньше, чтобы минимизировать их влияние на развитие малыша. В первые месяцы жизни многие аномалии развития не проявляются, примерно до 3-4 месяцев они хорошо компенсируются, а потом ребенок начинает отставать в моторном и психическом развитии. Именно поэтому НСГ надо выполнять в обязательном порядке, даже если внешне ребенок выглядит абсолютно нормально.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: