Как на Руси появился чай — летопись времен

Как на Руси появился чай — летопись времен

В древние времена популярными напитками на Руси были квас, сбитень, медовуха. Заваривали травяные чаи, пили копорский напиток, приготовленный из кипрея. О чае, в традиционном понимании, начали говорить на Руси еще в 16 веке, но попробовать чай смогли только в следующем столетии. Популярности же черный чай добился спустя триста лет.

Как все начиналось

Как на Руси появился чай? Об удивительной китайской траве Михаилу Федоровичу, русскому царю из Романовых, рассказали казачьи атаманы Ялышев и Петров. В 1618 году царю был передан подарок от китайского посла. Это было несколько сундуков чая. Заморская трава не пришлась ко двору, ее вкус не понравился, об этом вскоре и вовсе забыли.

Через 20 лет Василий Старков (русский посол) был с визитом у монгольского хана Алтана Кучкуна. В ответ на русские соболя, дикий мед, сукно и золото, которые в качестве подарков привез Старков, монгольский хан собрал ответный подарок — караван с дарами. Среди них было четыре пуда чая, хоть русские гости от них и отказывались. Царь, получив подарки, велел боярам отведать заморской травы. Те вынесли вердикт: трава жесткая, почти не жуется, на вкус горчит. Хорошо, что послы разъяснили, что листья нужно варить в воде. После приготовления напитка бояре снова попробовали чай. Теперь бодрящий и ароматный напиток пришелся всем по вкусу.

К сожалению, чай быстро закончился, и о нем вспомнили только при царе Алексее Михайловиче. Иван Перфильев, русский посол, привез чай из Китая, и когда царь занемог, предложил заварить чудо-напиток. Чай помог, слух о напитке, который исцеляет, быстро распространился. Чай стали заказывать в Китае для царского двора.

Поставки чая в Россию

Чай из Китая доставляли долго, его везли караваны верблюдов долгих 16 месяцев по Великому Чайному пути. Стоимость его была очень высокой, это объяснялось сложностью перевозки. Весь чай доставлялся в Москву. До 19 века его могли позволить себе только зажиточные люди. За чай давали золото, икру, меха.

В 19 веке на Руси чай стал доступнее. В Москве были открыты первые чайные лавки, где можно было приобрести чай. Он сразу стал популярным среди простых людей. Появилось выражение «чаи гонять», по вечерам все собирались у самовара, чтобы почаевничать, поговорить на душевные темы.

Чай для русского человека

В 20 веке Россия становится чайным государством, чайная церемония, пришедшая с Востока, была адаптирована под психологию и широту русской души. Если в Китае чаепитие — это ритуал медитации, «разговора с чаем», то в России чайная церемония была призвана объединять людей. Собираясь за круглым столом за чаем, родные и незнакомые друг другу люди получали новые знания, делились своими переживаниями, раскрывали душу за разговором.

За чашечкой чая решались не только семейные дела, но заключались торговые сделки. Главная отличительная черта русского чаепития — простота и сердечность. Атмосфера за столом всегда приятная и душевная. Национальная традиция чаепития сохранена до сих пор.

Если в Японии и Китае, чай пили отдельно от приема пищи, в России на чайный стол выставляли самые вкусные угощения: калачи, ватрушки, булочки, сладости, пряники. Чай пили с земляничным или малиновым вареньем, медом, молоком. Обязательно подавался колотый кусковой сахар.

День в любом доме всех сословий начинался с чая. В течение дня его пили несколько раз. В каждом доме был свой самовар, из которого чай разливался в чашки. В купеческих домах чай пили из глубоких блюдец. Дворяне устраивали чайные приемы на английский манер с умными беседами.

В Москве, которая долгое время считалась чайной столицей, чай пили густым, крепким, вприкуску. Во времена Петра Первого стали появляться аустерии, где чай с кренделями можно было отведать даром. Правда, касалось это только тех, кто читал «Ведомости». Ценителями и почитателями чая были Лев Толстой, Ф. М. Достоевский, А. С. Пушкин. Прошло несколько столетий, а чай до сих не знает социальных различий. Его любят все.

Как на Руси появился чай — летопись времен

В древние времена популярными напитками на Руси были квас, сбитень, медовуха. Заваривали травяные чаи, пили копорский напиток, приготовленный из кипрея. О чае, в традиционном понимании, начали говорить на Руси еще в 16 веке, но попробовать чай смогли только в следующем столетии. Популярности же черный чай добился спустя триста лет.

Читайте также:  Можно ли чай при язве желудка

Как все начиналось

Как на Руси появился чай? Об удивительной китайской траве Михаилу Федоровичу, русскому царю из Романовых, рассказали казачьи атаманы Ялышев и Петров. В 1618 году царю был передан подарок от китайского посла. Это было несколько сундуков чая. Заморская трава не пришлась ко двору, ее вкус не понравился, об этом вскоре и вовсе забыли.

Через 20 лет Василий Старков (русский посол) был с визитом у монгольского хана Алтана Кучкуна. В ответ на русские соболя, дикий мед, сукно и золото, которые в качестве подарков привез Старков, монгольский хан собрал ответный подарок — караван с дарами. Среди них было четыре пуда чая, хоть русские гости от них и отказывались. Царь, получив подарки, велел боярам отведать заморской травы. Те вынесли вердикт: трава жесткая, почти не жуется, на вкус горчит. Хорошо, что послы разъяснили, что листья нужно варить в воде.

После приготовления напитка бояре снова попробовали чай. Теперь бодрящий и ароматный напиток пришелся всем по вкусу.

К сожалению, чай быстро закончился, и о нем вспомнили только при царе Алексее Михайловиче. Иван Перфильев, русский посол, привез чай из Китая, и когда царь занемог, предложил заварить чудо-напиток. Чай помог, слух о напитке, который исцеляет, быстро распространился. Чай стали заказывать в Китае для царского двора.

Поставки чая в Россию

Чай из Китая доставляли долго, его везли караваны верблюдов долгих 16 месяцев по Великому Чайному пути. Стоимость его была очень высокой, это объяснялось сложностью перевозки. Весь чай доставлялся в Москву. До 19 века его могли позволить себе только зажиточные люди. За чай давали золото, икру, меха.

В 19 веке на Руси чай стал доступнее. В Москве были открыты первые чайные лавки, где можно было приобрести чай. Он сразу стал популярным среди простых людей. Появилось выражение «чаи гонять», по вечерам все собирались у самовара, чтобы почаевничать, поговорить на душевные темы.

Чай для русского человека

В 20 веке Россия становится чайным государством, чайная церемония, пришедшая с Востока, была адаптирована под психологию и широту русской души. Если в Китае чаепитие — это ритуал медитации, «разговора с чаем», то в России чайная церемония была призвана объединять людей. Собираясь за круглым столом за чаем, родные и незнакомые друг другу люди получали новые знания, делились своими переживаниями, раскрывали душу за разговором.

За чашечкой чая решались не только семейные дела, но заключались торговые сделки. Главная отличительная черта русского чаепития — простота и сердечность. Атмосфера за столом всегда приятная и душевная. Национальная традиция чаепития сохранена до сих пор.

Если в Японии и Китае, чай пили отдельно от приема пищи, в России на чайный стол выставляли самые вкусные угощения: калачи, ватрушки, булочки, сладости, пряники. Чай пили с земляничным или малиновым вареньем, медом, молоком. Обязательно подавался колотый кусковой сахар.

День в любом доме всех сословий начинался с чая. В течение дня его пили несколько раз. В каждом доме был свой самовар, из которого чай разливался в чашки. В купеческих домах чай пили из глубоких блюдец. Дворяне устраивали чайные приемы на английский манер с умными беседами.

В Москве, которая долгое время считалась чайной столицей, чай пили густым, крепким, вприкуску. Во времена Петра Первого стали появляться аустерии, где чай с кренделями можно было отведать даром. Правда, касалось это только тех, кто читал «Ведомости». Ценителями и почитателями чая были Лев Толстой, Ф. М. Достоевский, А. С. Пушкин. Прошло несколько столетий, а чай до сих не знает социальных различий. Его любят все.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

РОССИЙСКАЯ «ЧАЙНАЯ СКАЗКА»: ОТ ИСТОКОВ ДО КОНЦА XIX ВЕКА.

Россия «дочайного» периода пила массу алкогольных и безалкогольных напитков, среди которых можно выделить квасы, мёд, сбитень, взвары (они же – тизаны). Модным французским словом «тизан» (от французского tisane – отвар) сегодня называют напитки на растительном сырье, которые у нас назывались взварами/взварцами.

Читайте также:  В России чай выращивают в Краснодарском крае

Сушили и заваривали различные ягоды, листья мяты, брусничный лист, листья черники, кипрей (известный как «иван-чай») и массу другого растительного сырья, — в зависимости от флоры региона. Взварцы были дёшевы и доступны, многие не содержали кофеина. Несмотря на это эти традиционные напитки практически проиграли «историческую гонку» чаю и вернулись лишь после Революции 1917 года и Гражданской войны – в период общей разрухи хозяйства.

Чай попал в Европейскую России в XVII веке, долгое время использовался практически только как лекарственное средство.

Первоначально чай практически не играл никакой роли в русской внешней и внутренней торговле. Также, вопреки распространённым представлениям чай долгое время не был главным товаром русско-китайской торговли.

Первые караваны из Китая возили драгоценные камни и металлы, фарфор, шелка, ревень. О начале значительных коммерческих поставок в Россию чая из Китая, можно говорить, только начиная с 1697 года.

Ещё одно распространённое заблуждение: чай до середины XIX века возили в Россию ТОЛЬКО напрямую из Китая. Это миф. Вплоть до начала XIX века чай ввозили из Европы, куда его доставляли кораблями из Китая.

Лишь в начале XIX века, в протекционистских целях, ввели запрет на ввоз чаёв по Западным границам, разрешив его ввоз только через границу с Китаем. Россия в XIX веке вела торговые войны с Англией и другими европейскими государствами, чай же был лишь одним из товаров в торговой и геополитической игре. Запрет просуществовал до 1861/1862 годов, когда был разрешён ввоз чая с любых направлений.

Переход чая из категории лекарственных средств, в категорию напитков, начинается уже в XVIII веке. Российской послепетровской элите Китай, с его конфуцианством, казался неким идеальным обществом, которым управляет просвещённый император при помощи философов-подданных. Чай, как экзотический напиток из Поднебесной империи, прекрасно вписался в «модный тренд» того времени.

На протяжении XVII – XVIII веков практически весь чай на рынке был китайским. Это был чай лучших сортов, который был качественно выше употреблявшегося в Европе. Русские купцы выменивали хороший чай на прекрасные меха из Сибири и Русской Америки, которые ценили китайские вельможи.

Только со второй половины XIX века на мировые рынки активно начинает поступать чай из Индии и Цейлона, тогда же он приходит в Российскую империю и стремительно завоёвывает популярность благодаря более низкой стоимости и более крепкому настою.

В конце XVIII – начале XIX века чай был очень редким и элитным напитком. Вспомним поговорку, записанную Далем: «Кяхтинский чай, да Муромский калач, — полдничает богач». Впечатляюще звучит фраза той эпохи, означавшая удачно проведённое время: «чайку покушать, да органчика послушать». Простым людям оставалось, вероятно, утешать себя выражением «чай, кофей – не по нутру; была бы водка по утру».

С начала XIX века потребление чая начинает распространяться на Северный Кавказ, где ингушские, дагестанские и чеченские аулы начинают пить чай, заваривая его по бурятской традиции.

Почти сразу за распространением чая начался бум сопутствующих товаров: специальные «чайные» печенья, конфеты, пряники. Этому немало способствовала и дороговизна сахара, который к началу XIX века в России был только тростниковым и завозился из-за границы.

Поддержку чай нашёл в Москве, так как Петербург, следуя европейской моде, «пробавлялся кофеем». В то же время, уже в начале XIX века, в элитарной среде было принято подавать гостям и кофе, и чай – на выбор. Среди больших любителей чая из высшего общества были и Александр I, и его любимец Аракчеев. Всесильный фаворит императора часто заваривал чай сам, не доверяя этот процесс слугам.

К концу XVIII века чай потребляла политическая элита, богатые купцы, небольшое количество высшего духовенства, изредка пробовали чай жители крупных городов.

В воспоминаниях посетившего Россию в XVIII века Уильяма Кокса содержится любопытная информация о потреблении чая и ряда прохладительных напитков на одном из посещённых им маскарадов в Санкт-Петербурге, причём, по указанию автора, посетителями этого маскарада были и мещане.

Читайте также:  Очищающие чаи для кишечника

Распространение чая в Российском обществе было неравномерным: оно сильно зависело от традиций потребления напитков конкретных регионов Российской империи, уровня доходов и мировоззрения конкретных потребителей.

Первыми массовыми потребителями чая, уже к началу XIX века стало купечество и зажиточное мещанство, быстро смекнув, что за чашкой чая можно вести свои дела. С начала XIX века потребление чая начинает распространяться на Северный Кавказ, где ингушские, дагестанские и чеченские аулы начинают пить чай, заваривая его по бурятской традиции.
В ряде регионов империи (Сибирь и Средняя Азия) чай прижился, во многом, из-за климатических условий. В Средней Азии в жару горячий чай утолял жажду. В Сибири путешественникам и торговцам без чая практически невозможно было сохранять свою работоспособность. Например, в Забайкалье в 1850-х годах, когда морозы достигали минус 35°С чай был практически незаменим: «Для ночлега разгребают в снегу яму, расстилают медвежьи шубы, дохи и кладут на них постели. Отужинав, раздеваются до рубашки, бросаются в постель, укрываются шубами, одеялами и в ногах разводят большой огонь. К утру же, когда пора вставать, путешественник быстро выскакивает из постели, одевается с неимоверной поспешностью и бросается к пылающему огню и кипящему чайнику! Так ездят в Сибири в Удьское, Колыму, Туруханск; так ездили из Горбицы в Стрелку!».

В то же время, у части российского общества долгое время существовала стойкая оппозиция к «ханскому зелью», — в основном в среде консервативно настроенных граждан и духовенства, а также в старообрядческой среде. Вплоть до начала ХХ века выходили публикации и брошюры о вреде чая для русской экономики, «духовного» и «телесного» здоровья россиян.

Во второй половине XIX века чай появляется как важный элемент довольствия в войсках. Чай стали выдавать солдатам, проходившим службу в сложных условиях (пример – Сибирь) и во время военных действий тем, кто находился в дозорах. В основном же чай в армии вынуждены были пить в складчину или покупать у маркитантов, системного довольствия чая в войсках не было развёрнуть даже в начале ХХ века. Приходившие в армию крестьяне, уже привыкшие пить чай, вынуждены были пить полагавшийся по довольствию квас – и были этому очень не рады.

Чай начинает активно распространяться в российском обществе с начала XIX века и к 1840-м годам чай становится доступен даже зажиточным крестьянам некоторых губерний Европейской России.

Ближе к 1860-м гг. у москвичей появилась мода, — устраивать летом гуляния в парках, на которые ездили компаниями и захватывали самовары. Эта мода на гуляния затем быстро распространилась на всю Россию. В то же время зимой чай продолжал делить рынок со сбитнем.

Известный хулитель России маркиз Адольф-де Кюстин, в своей книге отмечал: «Русские, даже самые бедные, имеют дома чайник и медный самовар и по утрам и вечерам пьют чай в кругу семьи … деревенская простота жилища образует разительный контраст с изящным и тонким напитком, который в нём пьют».

С начала XIX века чай пили, в основном, в трактирах, закусывая его калачом и, в свободное от переговоров время, чай порой чередовали с водкой. Так называемые «чайные» появились в России позже, когда свою деятельность активно разворачивали Общества Трезвости.

До 1917 года выбор сортов чая у жителя Российской империи был несравнимо шире, чем у европейца. В борьбе за потребителя, чаеторговцы предлагали покупателям обширный выбор чаёв: белые, зелёные, цветочные, красные (современные «чёрные»), тёмные чаи – включая пу-эры.

Для настоящих чайных ценителей предлагались высокосортные «фамильные» чаи лучших китайских производителей. Для гурманов предлагался целый спектр «затхлистых» чаёв, но большой популярности в России они не имели.

Вплоть до второй половины XIX века реклама чая делала ставку на экзотичность напитка – в рекламных материалах и вывесках магазинов доминировали китайские и псевдо-китайские мотивы: восточные красавицы, разодетые китайские мандарины, яркие и сочные цвета.

Читайте также:  Какие есть идеи насчет сиропа для чая?

Огромное место в рекламе занимала так называемая «китайщина» — доведённые до гротеска представления русских художников о заграничной жизни, заимствованные с европейских гравюр и полностью выдуманные мотивы восточной жизни. Чай позиционировали как древний элитарный напиток, как «живую водицу» дающую здоровье и излечивающую от болезней.

Начиная со второй половины XIX века, когда рынок был донельзя наполнен восточной экзотикой, всё большее распространение стал получать«русский» стиль, также, порой, доводившийся до кича. Китаянок начали всё больше сменять красивые девушки в русских нарядах, в прекрасных костюмах, усыпанные ювелирными украшениями.
Чайная отрасль искала новые пути сбыта для своего товара, отвоёвывая у кваса и тизанов их место на рынке. С конца XIX века чай позиционировался крупнейшими чаеторговыми компаниями уже как традиционный «русский напиток», несмотря на его китайское происхождение.

Динамика развития русского чайного рынка была просто фантастическая. Ценность только официально ввезённого в Российскую империю и легально растаможенного чая переваливала, к концу XIX века, за 300 миллионов кредитных рублей в год[1].

Доходы казны от одной лишь пошлины на ввозимый в страну чай к концу XIX века составляли до 200 миллионов кредитных рублей в год! Приведём усреднённый график суммы пошлины за ввозимый в Россию чай по пятилетиям (за 50 лет):

Чай был достаточно важным источником пополнения казны. Кроме пошлины государство и местные власти получали дополнительные налоги: от розничной продажи, сборы за торговлю на ярмарках, «гильдейские», и ряд других платежей.

В середине XIX века началась смена торговых схем. Вместо продажи качественных чаёв по достаточно высокой цене, чаеторговые фирмы начали зарабатывать на «эффекте масштаба» — продавать много чая по низкой цене. Рост доходности обеспечивался огромными оборотами, привлечением новых потребителей из регионов и резким снижением качества продаваемых чаёв. Рынок чая начал активно распадаться на массовый и«премиумный» сегменты.

По оценочным данным, ещё около 30% чая ввозилось в Российскую империю нелегально: 1) напрямую из Китая; 2) через Среднюю Азию; 3) по пути из Великобритании (через Финляндию). И по ряду других контрабандных каналов.

На первый взгляд показатели официальной статистики до 1860-х годов кажутся низкими, однако с учётом контрабандного ввоза чая и массовой фальсификации чая внутри страны они были куда выше. Огромная часть чая смешивалась с рядом суррогатов – торговцы для веса добавляли кипрей (иван-чай), брусничный и черничный лист.

Часто чай заваривали два-три раза, после чего уже спитой чай собирался отдельными ушлыми предпринимателями, сушился, подкрашивался химией и снова поступал в продажу как «новый». Методов подделки и «обновления» чая было столь много, что эта тема заслуживает отдельного разговора.

Цены на чай в течение всего XIX века падали, и к концу столетия у крупных фирм имелся самый разнообразный ассортимент марок чаёв: от полутора копеек (!) в бумажном мешочке, до десятков рублей за различные «царские» и «императорские» чаи в стеклянных, жестяных и даже хрустальных чайницах. Солидные фирмы отпускали чай потребителю, по его запросу, даже от нескольких грамм.

Уже в первой половине XIX века чай становится частью рациона в ряде пансионов, военных и гражданских училищ. В середине – начале второй половины XIX века благотворители начинают поставлять чай во многие тюрьмы, отдельные богадельни.

В конце XIX века чай становится настолько важным социальным товаром первой необходимости, что в ряде крупных городов Европейской России благотворительные организации начинают раздавать чай бесплатно (!) в своеобразных «продуктовых наборах», куда входили: дешёвый чай, сахар низкого качества и хлеб.

Чайная торговля второй половины XIX века была настолько доходной отраслью, что приносила миллионные прибыли крупным компаниям. Значительная часть этих средств инвестировалась в другие отрасли народного хозяйства: металлургию, химическую промышленность, сельское хозяйство и т.п.

С началом Первой мировой войны начала разрушаться система поставок чая с крупных чайных рынков и бирж Европы. Последующая смена власти, национализация чаеторговых фирм и Гражданская война практически уничтожила чайный рынок. Именно с того периода времени практически всё сельское население вынуждено было перейти на суррогаты, начало массово пить взварцы и «морковный чай». Вместо сахара даже в крупных городах многие начали использовать сахарин.

Читайте также:  Польза и вред крепкого черного чая

Дореволюционная чайная торговля оставила огромный пласт в истории и культуре народов Российской империи. Интерес к чаю в современном российском обществе растёт, у ряда коллекционеров сформированы огромные (до тысячи предметов) непубличные коллекции дореволюционного чайного антиквариата.

До сих пор у нас не существует больших доступных публике крупных музейных коллекций, затрагивающих дореволюционную историю одного из популярнейших мировых напитков, хотя необходимость создания «Музея чая» как центра исследований и продвижения чая на рынке уже очевидна. Рано или поздно борьба за потребителя приведёт к появлению подобного научного и культурного центра, который позволит активнее продвигать брендированный чай.

Пить по-русски: как проходили чаепития на Руси

Первое упоминание о чае на Руси содержится в описании посольства в Китае казачьих атаманов Ивана Петрова и Бурнаша Елычова (Ялышева) в 1567 году. Иногда даже встречаются упоминания, что они привезли немного жёлтого чая ко двору Ивана Грозного. Историки, впрочем, эту гипотезу обоснованной не считают.

Достоверно известно, что чай был уже довольно хорошо известен на Руси в первой половине XVII века — при Михаиле Фёдоровиче Романове. Во второй половине века его упоминают в медицинских трактатах. По информации исследователя XIX века Дмитрия Прозоровского, «чай считался тогда предохранительным средством против вредного влияния заразительного воздуха и лекарством от вина». Фронтовая каша. «Литературная кулинария» в гостях у ветеранов Советской армии

В 1679 году был заключён договор с Китаем о его регулярных поставках. Практически весь ввозимый из Китая чай поступал в Москву. Везли его через Монголию и пограничную станцию Кяхта.

Цены на него божескими отнюдь не были. Например, во время распродажи имущества казнённого в 1740 году по приказу императрицы Анны Иоанновны вельможи Артемия Волынского был продан запас кофе (5 пудов 31 фунт) за 29 рублей 74 копейки и десять фунтов чая за 15 рублей. Легко заметить, что цена кофе — 13 копеек за фунт, в то время как чая — 1,5 рубля. Правда, надо иметь в виду, что культ кофе навязывался централизованно дядей Анны — Петром I. Распространение же чая шло естественным путём, и действительно массовым его потребление стало при Екатерине II.

В 1821 году Александр I разрешил продавать чай в трактирах и ресторанах, тем самым спровоцировав рост объемов чайной торговли. Спрос был велик, купцы получали на этом продукте огромные прибыли. В 1840-1850 годах ввоз чая составлял до 95% всего китайского импорта в Россию и оценивался в 5-6 млн руб. в год. В Китае функционировали российские концессии с чаеразвесочными фабриками, например, в Ухани.

Параллельно с чайной торговлей развивались смежные отрасли: производство самоваров, фарфоровой посуды, сахара.

Ввозился в основном чёрный и «кирпичный» чай. Последний, как подсказывает энциклопедия Брокзауза и Ефрона, «низший сорт обыкновенного китайского чая, с помощью клея спрессованный в плитки, формой похожей на кирпичи. Кирпичный чай получается из северных провинций Китая, где, однако, не употребляется; у нас употребляется в Сибири, особенно же у калмыков и бурят. (…) Его не настаивают, а варят с солью, молоком, маслом или бараньим жиром; к густому крепкому отвару прибавляют даже несколько муки. Сваренный К. чай своим видом походит на шоколад». Доля зелёного и жёлтого чая постепенно сокращалась.

Чтобы сделать прибыль еще больше, бакалейщики добавляли в чай отходы чайного листа, стебли и сухие ветки других растений. За натуральный китайский продукт часто выдавали листья березы, рябины, земляники, иван-чая (последний производился в промышленных масштабах).

Современный читатель, наверное, удивится — почему же китайский? Почему не индийский и не цейлонский? Вы будете удивлены, но никакого индийского чая тогда не существовало — в Индию его завезли только в XIX веке, когда закупки чая в Китае были прерваны Опиумными войнами. Первая партия индийского чая (дикорастущего и не очень качественного) была завезена в Лондон только в 1838 году. Саженцы китайского чая попали в Индию в середине века… «Литературная кулинария» ревизует обозы войны 1812 года

В литературе самое «вкусное» описание чаепития мы встретили в «Богомолье» Ивана Шмелёва: «пьем чай в богомольном садике. Садик без травки, вытоптано, наставлены беседки из бузины, как кущи, и богомольцы пьют в них чаёк. (…) Бегают белые половые с чайниками, похожими на большие яйца: один с кипятком, другой, поменьше, с заварочкой. Называется — парочка. Брехунов (владелец знаменитого трактира «Отрада» в Мытищах — Авт.) велит заварить для нас особенного, который розаном пахнет. Говорит нам:
— Кому — вот те на, а для вас — господина Боткина! Кому пареного, а для вас — баринова! И приговаривает стишок:

Читайте также:  Семена амаранта: польза и вред и как их принимать

Русский любит чай вприкуску

Да покруче кипяток! (…)

Горкин говорит: пропотеешь — облегчит, а чай на редкость. Они с Антипушкой все стучат крышечкой по чайнику, еще кипяточка требуют. Пиджак и поддевочку они сняли, у Антипушки течет с лысины, рубаха на плечах взмокла. И Горкин все утирается полотенцем, — а пьют и пьют. Я все спрашиваю: да когда же пойдем-то? А Горкин только и говорит: дай напьемся. Они сидят друг против дружки, молча, держат на пальцах блюдечки, отдувают парок и схлебывают живой-то кипяток».

Отметим, что в Мытищах самая мягкая в окрестностях Москвы вода. Именно из Мытищ в XVIII веке провели водопровод, проходивший по ряду акведуков (уцелел только один — в Ростокино, около ВДНХ). Чай на мытищинской воде считался со знаком качества.

Чай «господина Боткина» — от торговой марки «Товарищество чайной торговли “Петра Боткина Сыновья”». В 1907-8 годах дела фирмы пришли упадок, и её активы были распроданы, но события повести «Богомолье» относятся к 1879 году.

«Пареный» чай — вторая заварка.

Особенно интересная ситуация была с сахаром. Сахар тогда продавался в виде «сахарных голов» — слитков продолговатой конусовидной (назовём это так) формы, весом в 5-15 кг. Сахар этот был очень твёрдый и плохо растворялся. Читатели старшего поколения помнят советский «пилёный» сахар — очень твёрдый. Появление быстрорастворимого кускового сахара в 1980-х было настоящим прорывом.
Сахар пилили и кололи специальными щипцами. Кусок сахара клали сбоку блюдца и втягивали чай через него.

Интересна манера пить чай героев Шмелёва — такое впечатление, что чай им заменял баню. Интересно, что чай холодной водой не разбавляли — пили «живой кипяток». Ну и пили его много — 6-7, а то и 20 чашек (усреднённый объем — 200 мл).

  • Теги
  • Русь

История русского чая

Русская чайная культура насчитывает столетия. В России всегда было и будет холодно, и потому ни для кого не секрет, что чай целыми караванами привозили к нам из Китая. Этот напиток любили вкушать и цари, и дворяне, и крестьяне — уж очень он полюбился русским. Автор diletant.media Николай Большаков подробнее рассказывает об ароматной истории чая в России.

Ошибочно считать, что чай появился на Руси исключительно по воле «западнического» реформатора Петра I как очередное новшество. Очень вероятно, что русские познакомились с чаем еще во времена Золотой Орды. Но можно с уверенностью сказать, что история русского чая начинается с Михаила Федоровича Романова. Царь в качестве дипломатического подарка получил некие чудодейственные и целебные травы от Алтын-хана. Дело в том, что Алтын-хан, наследник династии Чингизидов и владыка монгольского государства, которое смутно напоминало ту огромную империю Чингисхана, не знал, чем одарить московских послов, и потому он вручил гостям свертки с травой из Китая. А чай прочно вошел в монгольскую кухню еще с XII века, когда кочевники воевали с китайской династией Сун.

Травы из Монголии попали в Томск, а оттуда в 1639 году уже в Москву. Так напиток оказался в наших краях и стал неотделим от русского быта. Его пили как лекарственное и тонизирующее средство. Например, Алексей Михайлович лечился с помощью него от простуды. Вскоре травы чая попали в аптеки Москвы. Собственно, вся российская чайная культура распространялась с этого города, ибо московские купцы полностью контролировали торговлю этим товаром. С 1689 года Китай начал стабильно поставлять чай в Россию в обмен на пушнину. И если вновь вернуться к Петру I, то мы обнаружим, что к 1725 году в страну ввозилось около трех тысяч пудов чая, а это примерно сорок восемь тонн, каждый год.

Читайте также:  Имбирный чай: польза и вред

Чайный караван из Китая

Чай появился в России при Михаиле Федоровиче Романове

Пекин и Москву разделяют огромные расстояния. Но между ними стоит Кяхта — китайский городок на границе, откуда в Россию шли огромные караваны с чайным листом. Сейчас Кяхта — не более, чем небольшой населенный пункт в Бурятии, а раньше это была настоящая «чайная столица». Здесь товар тщательно упаковывался в корзины и водружался на верблюдов. Доставка груза по Сибири была возможна только зимой, а дорога по маршруту Москва — Казань — Пермь — Екатеринбург — Тюмень — Томск — Иркутск занимала от семидесяти дней, в лучшем случае, до полугода. Торговец чая за одну поездку мог заработать 50 рублей. При этом российская таможня тоже неплохо получала с ввозных пошлин. К 1854 году здесь торговало 58 купеческих домов с общим оборотом в 10 миллионов рублей серебром. К слову, в этом же году через Кяхту удалось перевезти аж пять тысяч тонн чайных трав. А пик импорта выпал на 1907 год, когда в Российскую империю завезли более 90 тысяч тонн.

Цены на чай в дореволюционной России

Такой рост импорта можно объяснить «чайным бумом», который прогремел, если не заварился, на всю империю в XIX веке. Несмотря на высокую цену, китайские травы полюбились всем сословиям без исключения: от самого императора до бедных крестьян. В 1821 году вышел так называемый указ Александра I, позволявший «производить продажу чая в трактирных разного рода заведениях с 7 часов утра до 12 часов пополудни и держать в ресторациях чай». По всей Москве открывались чайные магазины и трактиры, где целыми партиями варили чай.

В течение века количество потребляемого в России чая выросло как минимум в двадцать раз. Вот такими впечатлениями делится посетивший Россию во время царствования Николая I Астольф де Кюстюн: «Русские, даже самые бедные, имеют дома чайник и медный самовар и по утрам и вечерам пьют чай в кругу семьи… Деревенская простота жилища образует разительный контраст с изящным и тонким напитком, который в нем пьют».

Склад в чайной столице Кяхта

Иван-чай был искусственным заменителем китайского

И действительно, Астольф де Кюстюн прав. Чай даже вошел в обязательный рацион солдата во время русско-турецкой войны 1877−1878 годов. Повсеместное развитие чайной индустрии толкало и производство самоваров. В Туле выпускалось по 120 тысяч штук в год. А когда по чайному тракту из Кяхты в Москву провели железную дорогу, то цена товара резко упала, потому что транспортные издержки значительно сократились, да и травяного напитка как такового стало больше. Вместе с этим открылся и морской путь через Одессу, но только чай был уже из Индии и Цейлона. Впрочем, китайские поставщики не проиграли в конкуренции и сохранили за собой львиную долю импорта всего чая.

Не удивительно, что к началу двадцатого века Россия стала лидером по потреблению чая в мире после Китая. В нашей стране сложилась своя культура чаепития. Напиток готовился в самоваре, его любили распивать в блюдцах, больше ценились черные сорта, нежели зеленые или серые. Он заменял спиртное, потому что тоже обладал тонизирующими свойствами. Нередко вместо китайской травы подсовывали свой — «импортзамещенный». Таким стал Иван-чай или кипрей, чьи высушенные листья бурого цвета очень напоминали настоящие. Отвар из Иван-чая давно употреблялся на Руси, его окрестили как «легальный суррогат». Кипрей даже вывозился за границу как контрабандный товар и нередко примешивался к настоящему чаю, что было строго запрещено. Впрочем, торговой полиции не удалось полностью избавиться от Иван-чая.

Сухопутные маршруты поставок китайского чая проходили через всю Сибирь

Иван-чай был искусственным заменителем китайского

Идея вырастить собственный чай давно жила в России. По-настоящему за это дело принялись большевики, когда была поставлена масштабная задача ослабить зависимость от импорта заграничных товаров, в том числе и чая. Для этого даже была принята специальная программа, основан научно-исследовательский институт чая и чайной промышленности. Существовала организация «Центрочай», которая занималась перераспределением конфискованного товара.

Читайте также:  Ферментация это сложный процесс

В СССР выращивали свой чай в Грузии, Азербайджане и Краснодарском крае

В Краснодарском крае, в Грузии и Азербайджане строились чайные фабрики и плантации — благо позволяли климатические условия. Их продукция попала на прилавки магазинов уже в тридцатые годы, и даже уверенно шла на экспорт. А пик производства чая пришелся на семидесятые, когда площадь плантаций достигла 97 тысяч гектаров. Ясно дело, что перестройка и дальнейший раскол СССР сократили выпуск отечественного чая. Но и по сей день этот напиток остается неотъемлемой частью нашей жизни.

Русский чай история и традиции

  • 1 Русский чай: вековые традиции чаепития
  • 2 А до чая и не было ничего?
  • 3 Чай китайский, сахарок — хозяйский
  • 4 Старинные подпольщики, или китайский чай русского происхождения
  • 5 Главный источник радости — изобилие
  • 6 Традиции русского чаепития: хозяин стола — самовар
  • 7 Чисто русский колорит

Русский чай – это не сорт или вид сырья. Это история, традиция, наследие и неписанный закон. С 17-го века Россия пьет чай. С 17-го века русские не представляют себе день без чашки ароматного и полезного напитка. Развеять хандру, встретить дорогих гостей, провести вечер за душевной беседой – чай неизменный спутник счастья и радости, всех праздников и важных событий.

Русский чай: вековые традиции чаепития

Распространенный по всему миру напиток – чай – начал историю завоевания российских просторов еще в семнадцатом веке. Популярная версия о роли великого новатора российских традиций Петра Первого в знакомстве русских с ароматным напитком некоторыми историками опровергается. Существует версия, что на самом деле чай появился благодаря казачьим атаманам Ивану Петрову и Бурнашу Ялышеву в конце шестнадцатого столетия.

Документально закрепленная версия говорит, что чай на Руси появился в 17 веке. Согласно этому варианту развития событий, монголы в союзе с китайцами отправили российскому императору Михаилу Романову богатый подарок – четыре пуда благоуханного напитка, а точнее, листьев для заваривания ароматного чая. Невиданный подарок несколько смутил поваров царского двора. Они не сразу разобрались, что приготовить из загадочного сырья – суп или кашу. Интуиция, инструкция по завариванию или случай помог горе-умельцам, но Россия получила новую традицию – чаепитие.

А до чая и не было ничего?

Что пили на Руси до появления чая? Издревле самыми популярными напитками были морсы, кисели, квасы, медовуха и сбитень.

До того, как чай появился на российских прилавках, суровой зимой от холода спасались при помощи удивительного напитка на основе меда – сбитня. В летний зной с жаждой справлялись морсом из ягод и квасом с вишневым листом.

На праздники и важные радостные события варили медовый напиток с легким градусом – медовуху. Силы, бодрости и здоровья набирались при помощи киселя.

С появлением чая в России началась новая эпоха, и зародились новые традиции.

Чай китайский, сахарок — хозяйский

Новшество удивительным образом сказалось даже на экономической ситуации в стране. Все популярнее становился напиток, большим спросом стали пользоваться атрибуты церемонии по-русски – самовары, подстаканники, заварочники, уникальный фарфор. Самоварный промысел стал расти, принося прибыль производителям и радость любителям ароматного чая.

Читайте также: Как правильно заваривать чай в пакетиках

Интересно. К концу 19 века в Туле, признанном центре производства самоваров, насчитывалось около 30 фабрик, выпускавших до 120 тысяч самоваров в год.

Несмотря на высокую стоимость и серьезных конкурентов в виде традиционных напитков, чай на Руси прочно занял свое место за столом. В середине 17 века с Поднебесной заключен договор о регулярных поставках пусть дорогого, но полезного для души и тела напитка.

Открыв для себя чай, россияне стали завозить его не только из Китая, но Индии и Цейлона. Появились гурманы, легко отличающие тот или иной сорт любимого напитка. Самыми популярными в России стали «Жемчужный отборный», предпочитаемый купцами для душевных застолий «Императорский лянсин», «Юнфачо с цветами», редкий и баснословно дорогой белый сорт «Серебряные иголки».

Старинные подпольщики, или китайский чай русского происхождения

Мода на пышные чайные застолья спровоцировала не только спрос на ценное индийское или китайское сырье. Волна чаелюбия подхлестнула русского выдумщика на массовое производство аналогов популярного напитка. Листья деревьев (в ход шли береза, дуб, ясень), травяные и фруктовые сборы при помощи красителей превращались в изысканный и благородный лянсин.

Читайте также:  Как вывести кофеин из организма

Интересно. Первый громкий судебный процесс по фальсификации чая состоялся в конце 19 века. В качестве обвиняемых привлекались торговцы Поповы. Их признали виновными и приговорили к каторге и ссылке.

Народное творчество этого направления жестоко каралось властями. Но недоступность настоящего чая для большинства жителей страны вынуждала искать аналоги и заменители благородному напитку.

Интересно. В советское время борьба с фальсификаторами чая продолжилась, было проведено несколько показательных разбирательств, а виновные наказаны как злостные вредители. В 30-тые годы ХХ века чайных подделок в стране не стало, и статьи из уголовного кодекса были удалены как анахронизм.

Главный источник радости — изобилие

Во многих странах во главе чайной церемонии стоит именно чай. Русская чайная традиция – это еще и богатый яствами стол. Русское чаепитие обязательно сопровождали сладости и солености, выпечка и варенья. Все, чем богат дом, подавалось к столу. Чаепитие на Руси превращалось в полноценный обед или ужин.

Интересно. Традиция разведения крепкой чайной заварки непосредственно в чашке зародилась в конце 19 века. До этого из заварочного чайника разливали готовый напиток. Процедуру заваривания приходилось повторять несколько раз. Чтобы избежать суеты с повторными заварками, чай стали заваривать в большом чайнике и очень крепко. В чашке его разводили кипятком.

Как только на пороге появлялись гости, хозяева усаживали их за стол, потчевали вкусностями, поили чаем и узнавали все новости. За чайным столом время летело незаметно, а во время душевной беседы запросто выпивалось до десяти стаканов крепкого и ароматного напитка.

Читайте также: Японская чайная церемония

Традиции русского чаепития: хозяин стола — самовар

Традиционное русское чаепитие сложно представить без пузатого блестящего самовара. Всегда тщательно вычищенный он служил доказательством достатка семьи. Привезенный из Голландии Петром Первым этот атрибут чайной церемонии со временем обрусел и стал казаться исконно русским.

Мастера делали из самовара настоящие произведения искусства. Особенное ценились тульские. Пузатые бочка украшались резьбой, рисунками. Самовар ставили на витиеватые ножки. Придумали специальное место для заварочного чайника – подставка сверху. Это позволяло заварке всегда быть теплой, отдавая максимум полезных веществ.

Чисто русский колорит

Говоря о традиции русского чаепития, нельзя обойти вниманием блюдце. Если в цивилизованной Европе оно служит подставкой для чашки, то в дремучей России роль этой вещи намного сложнее.

На Руси чай принято пить из блюдца. Хотя в высших слоях общества эта привычка считалась вульгарной, крестьяне, ремесленники, помещики и купцы с удовольствием наслаждались чаепитием, потягивая чай из блюдечка. Традиция крепко вжилась и сделала церемонию настолько красочной и яркой, что писатели, художники и поэты неоднократно отражали эту черту русского чаепития в своих произведениях. На полотнах Богданова-Бельского, Кустодиева и др. одинаково ловко прихлебывают чай из блюдца и крестьянское сословие, и богатые купцы.

Интересно. Чаепитие на Руси – витиеватый церемониал. После первой чашки гость должен отказаться от следующей. И только после настоятельной (и даже неоднократной) просьбы хозяйки продолжить трапезу.

Подстаканник – это особая черта чаепития по-русски. С изобретением стекла и выдувки стакан прочно закрепился на русской кухне, став на некоторое время модным аксессуаром. Для удобства его одели сначала в деревянный, а затем с присущей русской страстью ко всему красивому в серебряный мундир – подстаканник.

Русская чайная традиция насчитывает несколько веков. За это время сменялись правители и режимы, шли войны и заключались перемирия, страна расширялась или теряла земли, одно осталось неизменным – русское чаепитие.

Растение чай, разновидности чайного куста

Растение чай или чайный куст относится к роду Камелий, поэтому другое название чайного куста Камелия китайская. Это вечнозеленый кустарник, произрастающий в субтропиках и тропиках в разных районах земного шара. Чай имеет овальные или удлиненные кожистые листья с зубчатым краем. Одиночные душистые цветки располагаются в 2-4 пазухах листьев. Цветение начинается в августе и длится до поздней осени. Плодоносит с середины осени до декабря. Плод представляет собой приплюснутую коробочку, в которой образуются темно-коричневые семена.

Читайте также:  Что такое чайные пакетики

Где растет чай

Родиной чайного куста принято считать провинции Китая. Многие исследователи склоняются к тому, что он мог впервые появиться в странах Индокитая и Индии, поскольку климат и состояние почвы идеальны для его произрастания.

По внешнему виду растение может отличаться. Дикорастущий чай представляет собой стройное дерево, достигающее 15 метров в высоту. На чайных плантациях — это густые кустарники с вечнозеленой листвой. Чайные кусты являются долгожителями, на своем веку они могут повидать несколько поколений сборщиков. Их выносливость поражает ученых. Зеленый чай растет на высокогорьях и на равнинах. Хорошо переносит условия тропической жары, туманы и холод.

В листьях чайной культуры происходят самые важные жизненные процессы, в них содержится огромный запас питательных веществ. Черенки с листьями принимают участие в вегетативном размножении. Именно из-за листьев, которые являются основной продукцией чайного куста, его и разводят. Самой качественной продукцией считаются два-три верхних листочка с почкой (флэш).

Цветение начинается осенью. За три дня, в течение которых происходит распускание и опыление чая, успевают завязаться только несколько цветков. Причиной этому часто служат дожди. Плод созревает спустя год после цветения, поскольку завязь начинает расти только после зимнего покоя.

Цветет чай крупными белыми цветами с ярко-желтыми пыльниками. Созревший плод коричневого цвета, в нем находится от 2 до 5 семян. В них содержится до 35% чайного масла, при неправильном хранении плодов, семена теряют свою всхожесть.

Основные виды растения

Различают сорта чая по размерам листа, условиям произрастания, сезону сбора, высоте расположения чайной плантации. Плантации, которые расположены низко над уровнем моря, дают быстрый урожай, но невысокого качества. Высокогорный чай ценится дороже, у него более высокие качественные характеристики.

Различают кустовидную и древовидную форму чайного растения. Кустовидные растения имеют вертикальное ветвление и небольшой штамб. Древовидные растения отличаются развитой высокой кроной, ярко выраженным штамбом. Существует два вида чая:

  • китайский (Thea sinensis),
  • индийский (Thea assamica).

Китайский вид более морозоустойчивый, его еще называют северный видом. Преимущественно он произрастает в северных районах Индии, в Китае, Грузии, Японии. Различают китайскую, японскую и крупнолистовую китайскую разновидности.

Китайский чайный куст достигает трех метров в высоту. Он имеет гладкие листья удлиненно-овальной формы ровной зеленой окраски.

Японский куст низкий, у него мелкие листья удлиненно-овальной формы темно-зеленого цвета.

Индийский вид растения считается южным. Морозостойкость его не превышает 3-4°. В естественной среде обитания можно увидеть деревья высотой до 18 метров. Этот чай растет на Цейлоне, в Индии и других странах, где не бывает заморозков. Различают следующие разновидности:

  • Лушай,
  • Манипури,
  • Шан,
  • Ассам,
  • Бурма,
  • Нага-Хилл,
  • Цейлонский гибрид.

Лушай — это тополевидное дерево, высотой до 18 метров. Произрастает только в диком виде, имеет листья шириной до 150 мм, длиной до 250 мм.

Манипури — широколистное растение, имеет мягкие, удлиненные листья шириной до 87 мм, длиной до 200 мм.

Ассамская разновидность — небольшое дерево с яйцевидными листьями светло-зеленого цвета. Листья имеют пузырчатую тонкую пластинку, что является главным достоинством этой разновидности.

Шан и Бурма относятся к гибридам Ассама. Листья толще и грубее, чем Манипури.

Нага-Хилл — дерево небольшой высоты с вертикальным ветвлением. Листья шириной до 75 мм, длиной до 225 мм.

Цейлонский гибрид напоминает ассамскую разновидность. Листья более крупные, шириной 50 мм, длиной 140 мм. По жесткости листа отмечается схожесть с китайским чаем.

Считается, что у чайного куста сортов не имеется. Термин «сорт» в чайной культуре весьма условное понятие. Разнообразие форм чайного куста было получено путем скрещивания основных видов и их разновидностей. Развитие этих форм в разных районах, с разными климатическими и экологическими условиями позволило получить ценные сорта чая с устойчиво наследственными физиологическими, морфологическими и химическими признаками.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: