Русский чай, особенности русского чаепития

TeaTerra

Культурные традиции русского чаепития

Есть много хороших напитков: прохладительных, питательных, целебных. Каждый по-своему знаменит и ценен. Но с напитком «чай» не может сравниться никакой другой: он любим миллионами людей на всей планете, его пьют во всякое время года, днем и ночью, как лакомство и лекарство, за рабочим столом и за дружеской беседой. Чашка горячего чая в нужный момент совершает чудеса. Чай дает зарядку бодрости, бережет наше здоровье, помогает нам жить. Он – верный друг человека с детства до старости.

Напиток простой, всем знакомый, и на первый взгляд может показаться, что о нем ничего нового, вроде бы, и не расскажешь. Но это далеко не так. Как мы пьем чай? Наверняка немногие задавались этим вопросом за чашкой этого замечательного напитка, история которого уходит корнями в глубокую древность. На протяжении многих веков люди совершенствовали традиции чаепития, неизменно возводя их в ранг искусства. Для одних чайная трапеза – это прекрасный повод собраться в кругу семьи и побеседовать «о том о сём», для других же – отличная возможность отвлечься от суеты, забыв на время обо всех делах. Что же такое русское чаепитие? В дореволюционной России существовало множество чайных традиций.

  • Во-первых, в крупных городах были дворяне-аристократы, которые с незначительными искажениями копировали английскую чайную традицию. Подобное чаепитие было популярно в петербургских и московских салонах. Подобный «дворянский чай» был не столько потреблением продукта, сколько поводом для общения.
  • Во-вторых, существовала купеческо-помещичья культура чаепития. Это тот самый самовар, и обязательно большое количество сладостей и еды. Из сладостей использовали сахар, мед, варенье, из еды – пироги с разнообразной начинкой (овощи, грибы, ягоды, творог, рыба и мясо), пряники, калачи, бублики. В чай часто добавляли спиртное – крепкие настойки и бальзамы.
  • Часто подобные чаепития являлись хитрым способом не голодать во время постов – вроде и не еда, а чашек семь с пирожками навернешь, да и возрадуешься.
  • В-третьих, существовала мещанская субкультура чаепития. Мещане – это чиновники, служащие, лавочники, разночинцы. В этой субкультуре наблюдается копирование «дворянского» и «купеческого» чаепития. От купеческого мещане пытались перенять изобилие еды на столах, а от дворянского – культурную программу. Именно благодаря чайным посиделкам мещан сформировался как музыкальный жанр романс.
  • В-четвертых, существовала субкультура русского чайного общепита. В России было очень много чайнопитейных заведений. В любом ресторане были «чайные столы», где клиенты откушивали в лучших традициях «купеческого» чаепития.
  • В-пятых, с большой натугой можно выделить отдельную чайную традицию «простого народа» – рабочих и крестьян. Настоящий чай в те времена был им недоступен. Чаще всего употреблялась смесь из трав (иван-чай, душица, зверобой, малина) [1].

Как гласят старинные русские летописи, пить этот чудесный напиток надо было медленно, чтобы получить наслаждение и освободиться от дурных мыслей, болезней и забот. В какое бы время ни пришел гость, для него ставили самовар. Хозяева по обычаю должны были выпить с ним чаю. Гости и домочадцы рассаживались за столом в строгой иерархии, по старшинству. Под образами сидели самые почитаемые гости или глава семьи с женой. Разливать чай и потчевать сидящих за столом надлежало хозяйке, которая могла прибегнуть к помощи старшей дочери.

Чашку принято было передавать двумя руками с приветливой улыбкой и пожеланием: «На здоровье!» Принимая чай, полагалось отвечать: «Спаси Бог вас» или «Благо дарю вам». Эти слова произносились за столом так часто, что буквально пронизывали воздух и создавали ту особую добрую магию, которая так интриговала иноземцев. Состав чая в России варьировался в зависимости от пристрастий хозяев, состояния их здоровья, пола, времени суток. К примеру, девицам полагалось пить только «девичий чай», основу которого составляли сушеные яблоки с сердцевиной и семенами. Этот отвар помогал девицам долго оставаться белокожими и румяными. «Татьянин чай» из трех видов клевера, по преданию, способствовал поддержанию жизненных сил у Татьян, а также укреплял веру, надежду и любовь. В «мужские чаи» часто добавляли корневища девясила, петрушки, зверобоя [2].

Главный атрибут старинной русской чайной церемонии – это самовар. Его обычно ставили либо на середину большого обеденного стола, либо на отдельный маленький столик. Для сервировки подбирали цветные скатерти и салфетки ручной работы. Середину стола покрывали узкой дорожкой, на которую ставили тарелки с угощением. На блюдце ставилась чашка ручкой вправо, а за чашку также ручкой вправо кладется чайная ложечка.

Также для каждого гостя слева от чашки была предусмотрена маленькая тарелка для угощения. Сливки, сахар, заварочный чайник ставятся на стол. Одной из важных составляющих русского чаепития является лимон, нарезанный тонкими кружочками. Необходимо вскипятить воду, прогреть заварочный чайник, засыпать заварку, залить ее кипятком, перемешать, закрыть заварник крышечкой и накрыть его салфеткой. Нужно заваривать чай около 7 минут. В процессе заваривания чая для русского чаепития возможны нюансы. Например, можно «женить» чай, переливая заварку из заварочного чайника в чашку и обратно. Чай заваривается очень крепко, а потом разбавляется кипятком в чашке. Это является основной особенностью русского чаепития. Русская чайная церемония всегда была богата разносолами. К чаю можно подавать практически все: бутерброды и пирожки с разными начинками, сладкие и соленые печенья, кексы, изделия из сдобного теста, шоколадные конфеты, лимон, мед. Исключительно русской является традиция пить чай с вареньем. С таким количеством разнообразных закусок можно не один час провести за приятной беседой вокруг самовара.

Читайте также:  Ферментация листьев смородины для чая в домашних условиях

Считается, что Китай и Англия обладают самыми развитыми чайными традициями в мире. А как обстоят дела в России? Можем ли мы похвастаться развитой культурой чаепития? В Россию чай попал раньше, чем в Европу, но позже, чем на Восток. Чай был впервые привезен в Россию только в 1638 г., его привез в дар государю Московскому Михаилу Федоровичу от монгольского хана боярский сын Василий Старков. Посол отказывался от такого подарка: московский царь одарил Алтын — хана соболями и другими ценными дарами, а в ответ… сушёная трава! В. Старков всю дорогу из Монголии в Москву «убивался» по поводу крайне неудачной сделки.

К его величайшему удивлению напиток понравился московскому царю, и вскоре наша страна стала регулярно ввозить чай. Чай был настолько дорогим удовольствием, что позволить себе «попить чайку» могли только очень состоятельные люди. Объяснялось это высокими «транспортными» расходами, ведь путь от Пекина до Москвы занимал в те времена больше года! К ХIХ в. чай распространился повсеместно.

Изначально чай использовали в лекарственных целях. В старину в России не было чая, и вместо него заваривали листья смородины, земляники, малины, цветы липы, Иван-чая и другие травы.
Наши предки понимали толк в травяных чаях, настоях и отварах. Еще они знали особые секреты и умели правильно заготавливать и высушивать разные растения. А тем более грамотно заваривать и пить.

О том, какую важную роль придавали на Руси чайным традициям, свидетельствует существование целых субкультур чаепития: дворянская, купеческо-помещичья, мещанская и простонародная. Например, купеческая манера чаепития предполагала наличие большого количества разносолов и сладостей, а мещанская – богатую культурную программу. Интересный факт: именно на мещанских чайных посиделках родился музыкальный жанр русского романса.

Традиция русского чаепития – одна из самых сложных для описания. Самовар, питьё из блюдец, стакан в серебряном подстаканнике – это всего лишь внешние черты, доступные нам по описаниям классиков и по картинам известных художников прошлого. Чай в России с давних пор был поводом для долгой неторопливой и добродушной беседы, способом примирения и решения деловых вопросов. Главное в русском чаепитии (кроме чая) – это общение. Много чая, угощений и приятная компания – вот составные части чая по-русски. Чтобы организовать чаепитие по всем правилам, хозяйке нужно было изрядно потрудиться.

По обычаю, самовар ставился слева от нее или на отдельном столике, рядом же устраивались фарфоровый чайник с заваркой, чашки с блюдцами и ситечко. Каждому гостю предоставлялась тарелка для пирожков и сладостей, на которую бережно клали красиво сложенную салфетку. Приборы и чашка размещались справа от тарелки, а если уж гостя потчевали медом или вареньем, то подавалась розетка, чайная ложка и блюдце для косточек. Особое внимание всегда уделялось закускам. И сегодня русские бережно хранят и передают из поколения в поколение традиции чаепития, предлагая гостям целый набор разнообразных сладостей.

Технически процесс заваривания существует в трех вариантах.

Первый – наиболее «русский»: вода подогревается в самоваре, чай заваривается в большом чайнике, который ставится на корону (верхнюю часть) самовара и разливается по чашкам без добавления воды и сахара. Сладкое принято в этом способе есть вприкуску. Здесь важен большой объём заварника и прогревание всей посуды в каждой стадии. Чай не любит прохладу – он любит жар.

Во втором способе самовар заменяется чайником, а заварник накрывается специальной чайной грелкой, чтобы тепло не уходило – почти так же, как в английской традиции. Чай не разбавляется водой, и сладкое едят вприкуску.

Третий способ. Чай заваривается крепким, и эту заварку разливают по чашкам, в которые доливается горячая вода. Такую же процедуру иногда проводят с участием самовара вместо чайника. Не принято перехватить чашку чая и побежать дальше по делам. Не принято и молчать за столом, как это делается в японской или китайской церемонии и слишком церемониться и разыгрывать «чайное представление», как это делают в Англии. Молчание за самоваром расценивается, как признак глубокого неуважения к хозяевам дома [3].

Таким образом, чай – живая уникальная сущность. В мировой истории чай – это единственный продукт, описание которого охватывает почти пять тысяч лет непрерывного развития. Чашка горячего чая в нужный момент совершает чудеса. Тонкий аромат и наслаждение вкусом освобождают наши мысли от проблем, усталости и плохого настроения. Чай – древнейший и самый распространенный напиток на земном шаре. Его употребление неразрывно связано с национальной культурой, хозяйством и историческими традициями многих народов. Чай – уникальный продукт, поэтому надо заботиться о том, чтобы его потребление приносило максимум пользы, чтобы оно основывалось не только на привычках и традициях, но прежде всего на знаниях, на современных научных представлениях о здоровье человека. Действительно, чайные традиции являются неотъемлемой частью культуры разных народов мира. Радостно видеть, как с каждым годом культура чая в разных частях света начинает возрождаться, привлекая внимание людей к семейным и культурным ценностям.

Литература:

  • 1. Колесниченко Л. В. Чайные традиции и церемонии в разных странах мира. – Донецк ., 2004.
  • 2. Колесниченко Л.В. Чай. Чайные традиции и церемонии в разных странах мира. – М., 2006.
  • 3. Похлебкин В. В. Чай, его типы, свойства, употребление. – М., 2007.
  • 4. Савельевских А. В. Чай. Книга о том, как наслаждаться вкусом настоящего чая. – М., 2005.
  • 5. Китлер М. С. Чай. Несложно и вкусно. – М., 1998.

Коваль Екатерина Сергеевна, магистрант кафедры теории и истории культуры имени профессора А. И. Манаенкова Краснодарского государственного университета культуры и искусств.

8 национальных традиций русского чаепития

Культура различных народов кочевала по миру, добавляя в него свои краски. Внедрение новых привычек, манер и вкусов сослужила хорошую службу в становлении российского общества. Таким образом на территории России в 17 веке появилась культура чаепития, которая стала передаваться целыми поколениями. С русскими чайными традициями связаны теплые вечера в кругу близких, недаром этот напиток так быстро всем полюбился.

Читайте также:  Чай в пакетиках Тесс: ассортимент продукции

История возникновения чаепития в России

Современный человек не знает, что еще несколько веков назад никто не слышал о чае, как о напитке. В 17 веке послы монгольского хана передали царю Михаилу Федоровичу 4 ящика чая в качестве презента из Китая. Правильно использовать его научились не сразу.

Изначально молотые листья чая добавлялись в горячие блюда в качестве приправы

Позже удалось выяснить как правильно использовать продукт и стали заваривать напиток, избавляющий от плохого самочувствия и усталости. Чай пришелся по нраву правителю, но доставлять его из стран заморских было крайне неудобно.

Напиток считался дорогим удовольствием, поэтому завезенный из заграницы чай употреблять могла исключительно знать. Простые люди научились варить чай на основе собранных трав, популярностью пользовался кипрей.

Некогда супы с чайными приправами пользовались большой популярностью

Впервые торговать чаем начали на Нижегородской ярмарке в 19 веке. Он стал доступнее. Постепенно появлялись чайные, в которых собирались, чтобы решить необходимые вопросы, пообщаться и просто передохнуть. Хозяевам чайных разрешалось иметь граммофон и бильярд. За алкоголь в таких местах строго наказывали.

В качестве дополнительных услуг предлагалась подшивка газет. К чаю предлагались масло, колотый сахар, булки, баранки. Обычно люди предпочитали чай без каких-либо добавок, исключением являлись высушенные ягоды и листья (смородины, малины). Позже появились разные сорта чая, от черного и зеленого, до белого.

Русские чайные традиции

Описание традиций чаепития является сложным моментом. Внешние атрибуты в виде самовара, стакана с подстаканником никогда не смогут передать атмосферу. Куда важнее вложенные человеком эмоции и его отношение к тем, с кем он проводит время. Традиции чаепития часто трактуются как необходимость. Из-за холодного климата не обогреть пришедшего было бы неуважительно. Церемония распития бодрящего напитка существует также в Англии и Японии.

Использование самовара

Самовар привыкли считать истинно русской и неотъемлемой частью чаепития. Мало кто знает, но его изобрели еще в Древнем Риме. Первые грелись с помощью дров и угля, постепенно улучшая свое качество мастера научились производить их на керосине.

По традиции самовар выставляли на середину стола, либо на небольшой столик в углу. Стол украшался белой скатертью ручной работы, на середине располагалась узкая ткань, на которую выкладывали угощения.

Бублики и баранки к чаю

Русский народ зарекомендовал себя как один из самых щедрых и гостеприимных. К гостям относились с особым уважением и предлагали на своем столе лучшие блюда. Обычай пить чай «вприкуску» с чем-либо пришел из Сибири. Баранки и бублики были лакомством во время чаепития. Аккуратно выполненные, аппетитные баранки украшали ярмарки, являясь простым и доступным угощением.

Стаканы с подстаканниками

Впервые появились в трактирах. Популярность свою получили благодаря дешевизне и практичности, т.к обычные кружки часто бились и были дороже.

Баба на чайник

Такое название приобрела специально изготовленная грелка в виде красивой женщины в яркой одежде. В некоторых местах России вместо женщины красовались сказочные персонажи. Грелкой укрывали верхнюю часть самовара, ожидая приготовления чая.

Куклу сажали на верхнюю часть и уже не снимали

Пить чай из пиалы или блюдца

Одним из важнейших символов русского чаепития считалось блюдце. Из него попивали чай, как бы прихлебывая, купцы помещики и крестьяне. В высшем обществе это считалось проявлением вульгарности.

Сервизы

Мода на чайные сервизы зародилась еще в 19 веке, являясь предметом гордости уважающей себя хозяйки. По приказу Екатерины Петровны был основан завод по производству фарфоровой посуды.

Заварка

Чтобы не беспокоиться о том, что чай закончится в самый разгар беседы, хозяйки начали заготавливать заварку. Немного чайных листьев заваривали в отдельной посуде и давали настояться до максимальной крепости. Любой желающий мог долить себе нужное количество.

Чайные беседы

Душевные беседы в хорошей компании, пожалуй, являются главной частью чаепития на Руси. Посиделки искренни и эмоциональны. Чай пили после бани до 7 пота, гостям даже предлагались специальные полотенца, чтобы вытираться. За чаем решались важнейшие вопросы, начиная принятием определенных решений и заканчивая обсуждением государственных дел.

Чай по-русски

В Россию чай попал раньше, чем в Европу, но позже, чем на Восток. В 16 веке небольшие количества чая привозились на Русь в виде дорогих подарков от азиатских посланников. Известна точная дата попадания китайского чая к русскому царю – это 1567 год. Два казачьих атамана Петров и Ялышев, побывавшие в Китае, попробовали и описали этот напиток, а также привезли в подарок царю от китайского императора коробочку с дорогим жёлтым чаем. В 1638 году русский посол Василий Старков привозит в подарок царю от монгольского хана 64 кг чая. В 1665 году чаем лечили царя Алексея Михайловича. Со временем чай добрался до Сибири, а исследователи восточной части Российской Империи обнаруживали там повсеместное употребление чая. К 17 веку чай в России пили бояре и их приближённые, его подавали на царских приёмах и в домах богатых купцов. В 18 веке к этим категориям добавились дворяне и зажиточные купцы, а к 19 веку чай распространился повсеместно.

Читайте также:  Чай «Большой красный халат»

Изначально чай в Россию попадал сухим путём из Китая и соседних стран. Позже, с открытием Суэцкого канала, чай начали поставлять морским путём. Наши предки знали только зелёный и жёлтый чай, пили его без сахара. Возможно, поэтому долгое время чай не пили женщины. Горьковатый вкус напитка был непривычен в сравнении с традиционными русскими напитками (сбитень, мёд), имевшими сладковатый вкус.

Традиция русского чаепития – одна из самых сложных для описания. За последние 150 лет произошло столько изменений в обществе и укладе жизни, что уже не понятно, что считать главным в русской традиции питья чая. Для иностранцев символом русского чаепития считается странный русский самовар, ранее использовавшийся для приготовления сбитня.
Самовар, питьё из блюдец, стакан в серебряном подстаканнике – это всего лишь внешние черты, доступные нам по описаниям классиков и по картинам известных художников прошлого. Следует отделить техническую сторону приготовления от внутренней, душевной сути чаепития по-русски. Чай в России с давних пор был поводом для долгой неторопливой и добродушной беседы, способом примирения и решения деловых вопросов. Главное в русском чаепитии (кроме чая) – это общение. Много чая, угощений и приятная компания – вот составные части чая по-русски. Современное русское застолье часто стоит из двух частей: еда и алкоголь, и чай со сладостями. Так вот, чаще именно в чайной (а не в алкогольной) части ведутся разговоры, гости предаются приятным воспоминаниям, и возникают интересные идеи. Хозяйка только успевает согревать воду, а чай льётся рекой и закончившиеся сладости – не помеха для его продолжения. Эта традиция имеет и практический смысл. Несладкий чай через некоторое время после обильной пищи помогает пищеварению, и гость встаёт из-за стола посвежевшим и бодрым.

Технически процесс заваривания существует в 3-х вариантах. Первый – наиболее «русский»: вода подогревается в самоваре, чай заваривается в большом чайнике, который ставится на корону (верхнюю часть) самовара и разливается по чашкам без добавления воды и сахара. Сладкое принято в этом способе есть вприкуску. Здесь важен большой объём заварника и прогревание всей посуды в каждой стадии. Чай не любит прохладу – он любит жар. Во втором способе самовар заменяется чайником, а заварник накрывается специальной чайной грелкой, чтобы тепло не уходило – почти так же, как в английской традиции. Чай не разбавляется водой, и сладкое едят вприкуску. Есть и третий способ, имеющий своими корнями бедное советское время. Чай заваривается крепким, и эту заварку разливают по чашкам, в которые доливается горячая вода. Такую же процедуру иногда проводят с участием самовара вместо чайника.

Чай по-русски принято пить, когда есть хотя бы полчаса свободного времени. Не принято перехватить чашку чая и побежать дальше по делам. Не принято и молчать за столом, как это делается в японской или китайской церемонии и слишком церемониться и разыгрывать «чайное представление», как это делают в Англии. Молчание за самоваром расценивается, как признак глубокого неуважения к хозяевам дома. Для «русской чайной церемонии» принято использовать красный (в европейской классификации – чёрный) цейлонский, индийский или китайский чай. Зелёные при таком чаепитии не подойдут.

В русской чайной традиции есть свои устоявшиеся стереотипы, которые, так или иначе, влияют на восприятие чая самими русскими или гостями страны.

Стереотип первый: чай и самовар. Самовар изобретён для чая, и только с самоваром возможно настоящее русское чаепитие.
Однако самовар – далеко не русское изобретение. Его принцип использовался ещё в Древнем Риме, где в ёмкость с водой клали раскаленные камни для нагревания. Позже самовар проник в Европу и использовался для нагревания воды. Известно, что Пётр Первый в числе прочих диковин привёз из Голландии устройство, напоминающее современный самовар. Позже русские мастера изготовили собственный вариант прибора, дав ему звучное русское название, а с конца 18 века самовары начали изготавливать в Туле и на Урале. Таким образом, самовар «обрусел» и был приспособлен под наши нужды – сначала для приготовления сбитня, а потом воды для заваривания чая. Надо сказать, что широкое распространение самоваров началось только с 19 века.

Стереотип второй: русские пьют чай из блюдца или из стакана в подстаканнике. И то и другое, несомненно, существовало, но было необязательным. Из блюдца могли пить чай в узком кругу друзей или родственников, потому что в обществе такое поведение считалось вульгарным. Также из блюдца любили пить люди из купеческой среды, которые не принимали европейских «правил приличия», считая их чопорными и надуманными, и предлагали собственные правила, с которыми гости чувствовали себя уютнее за столом. Позже эту традицию «примерили» и мещане, копируя разные варианты чаепитий и смешивая их воедино.

Читайте также:  Чайная церемония в Японии. Этапы проведения

Стереотип третий: для приготовления чая делается заварка, а затем разбавляется в чашке кипятком. Этот обычай появился в послереволюционные годы, когда «барского» чая было вдоволь, а как его правильно заваривать, знали немногие. В эпоху дефицита чай разбавляли водой для экономии. Этот «экономный» способ крадёт истинный вкус чая, превращая ароматный напиток в подкрашенную жидкость для запивания бутербродов.

Стереотип четвёртый: зелёный чай горький и для русского чаепития не подходит. Горьким он может получиться в двух случаях – плохой чай или неправильное заваривание. Правильно заваренный зелёный чай имеет сладковатый вкус и нежный аромат. А цвет его очень лёгкий, зеленоватый или желтоватый, но не интенсивный, а почти прозрачный. Настаивать зелёный чай не следует – нужно сразу начинать его сливать, едва залив заварник горячей водой. Если чай всё равно горчит, попробуйте сыпать меньше заварки или быстрее выливать готовый напиток.

Ещё один стереотип состоит в том, что русское чаепитие имело упорядоченный вид наподобие английского. Такого не было никогда, и в этом, возможно, величайшая ценность чая по-русски. Чай пили как душе угодно, в каждом доме были собственные традиции. Неписаные законы не фиксировали и не сделали русское чаепитие мёртвым, как это произошло в Англии.

Если говорить о сложившейся традиции русского чаепития, то можно выделить некий лубочный образ, усреднённый «бренд» чая по-русски: это самовар, пузатый чайник-заварник, фарфоровые чашки на блюдцах, кусковой сахар и чайные угощения: блины, пироги, ватрушки, баранки и прочие сладкие и не очень «закуски». Этот купеческо-мещанский способ питья чая и стал считаться русским, так как дворянское чаепитие с его копированием английских традиций не может считаться русским.

Чай по-русски принято пить несколько раз в день. Как правило, это 4-6 раз, причём в дни постов и зимой чай пили активнее. Непременный атрибут русского гостеприимства – угощение чаем. Сейчас эта традиция доведена до автоматизма и предполагает кроме чая обязательные разговоры, угощение сладким (вареньем, мёдом, пирогами, конфетами и печеньем). Для гостей в доме держится специальный «праздничный» сервиз, который не принимает участия в будничных чаепитиях. Тот же сервиз используется в чайной части русских застолий. В советское время красивый чайный сервиз был показателем статуса хозяев. Лучшими считались «заграничные», те, которые сложно было найти, Особенно важно было иметь красивый чайный сервиз дома как противоположность общепитовским стаканам со слабым, сладким чаем.

Непонятная иностранцам традиция питья чая из стаканов уходит корнями в 17 и 18 век. В то время чай в трактирах подавали в стаканах, потому что европейские чашки и сервизы ещё не вошли в моду. Позже стаканы стали постепенно заменяться чашками, но в некоторых семьях было принято использовать такую традиционную посуду вплоть до революции. Фарфоровые чашки почти везде вытеснили стаканы, но в трактирах они всё ещё оставались: чай, как грубый мужской напиток подавали в той же посуде, что и дешёвый алкоголь или смешивали алкоголь с чаем. Чтобы не обжигать пальцы, смастерили подстаканник. Это была скорее походная, железнодорожная посуда, которая при любых благоприятных условиях заменялась на фарфоровую или фаянсовую.

В обязательный список предметов классического русского праздничного чаепития входили: самовар или чайник для подогрева воды, подставка или поднос для самовара, сервиз, который состоял из заварника, чайных пар (чашки и блюдца), молочника и сахарницы, щипцы для рафинада, щипцы для колки рафинада, ситечко для заварника, вазы для сладостей. Воду для чая предпочитали брать родниковую, мягкую. Чай на такой воде получался ароматным и свежим. Способ заваривания была схожей с английским. В русской традиции, правда, заваривать чай принято не так крепко, как в Англии. Чай по-русски готовили в заварнике и разливали по чашкам, не разбавляя водой. В случае добавления молока или сливок подогревали их и добавляли в чашки до чая. Традиция делать отдельно крепкую заварку, а потом разбавлять водой укоренилась в рабоче-крестьянской среде, и теперь почему-то считается народным способом. Но учитывая, что чай при таком способе получается значительно хуже, чем заваренный правильно, лучше не использовать его.

Существует традиция завершения чаепития. В классическом русском варианте 18-19 века это представляло собой перевёрнутый вверх дном стакан или чашку, поставленную на блюдце. Несколько позже на европейский манер стали класть ложечку в чашку. Чайная ложечка в пустой чашке была знаком того, что гость больше не хочет чаю. Нельзя было дуть на чай, чтобы остудить его, и звякать ложечкой, размешивая сахар. Правила хорошего тона диктовали, что ложечка не должна касаться стенок чашки, а по окончании размешивания не оставаться в чашке. Наливать чай в блюдце и пить из него тоже считалось противным этим правилам. Но, как известно, чай по-купечески опровергал все заморские правила и предоставлял большую свободу за чайным столом.

В царской России пили в основном китайский чай. До 19 века это был исключительно китайский, в конце 19 века стал появляться цейлонский и индийский. До 19 века чаи из Китая, доставленные посуху, ценились очень высоко – они не портились в дороге, не отсыревали, хотя и были очень дороги. Такой чай ценился европейскими гурманами, которым был недоступен дорогой китайский чай. Они покупали его в России за большие деньги. В середине 19 века Китай резко урезал поставки чая в Европу, а некоторые сорта и вовсе запретил к вывозу. Для России, наоборот, было сделано исключение, и наши предки могли насладиться эксклюзивным жёлтым чаем, недоступным для европейцев.

Читайте также:  Анчан — синий чай из Таиланда

В конце 19 века в России стали продаваться чаи из Индии и Цейлона, появились первые урожаи чая из Грузии и Краснодара. Индийский чай всегда был ниже сортом и дешевле китайского. Были и исключения – высокогорные чаи северной Индии или горных районов Цейлона. Такой чай шёл в массовую продажу и пользовался успехом у неискушённой публики или в трактирах. Индийский чай можно было заварить крепко и экономно, а его назначением чаще всего было «напоить и согреть». Чёрный чай стал чаем для пирогов, трактирным чаем. Позже ту же нишу занял и грузинский, который был ещё ниже сортом и продавался в составе смесей (купажей). Краснодарский чай всегда стоял отдельно ото всех известных чаеводных районов. Опыты по выведению чайного куста в достаточно холодных условиях были успешными, и интересный и специфический вкус краснодарского чая нашёл своих почитателей. Однако трудоёмкость и высокая цена «родного» чая не позволяла и до сих пор не позволяет ему конкурировать с китайскими и индийскими сортами.

В 20 в. китайский чай пили до 70-х годов, пока не обострились отношения с Китаем. С 1970-х перешли на цейлонский и индийский чай, а также грузинский и краснодарский, которые появились ещё 100 лет назад, но считались низкосортными и шли только на подмес к недорогим китайским и индийским сортам. В 80-х годах 20 века в СССР резко ухудшилось качество ввозимого чая (в первую очередь из Грузии). В 90-е в Россию просачивался и высококлассный китайский чай вместе со знанием о китайских традициях, но основная масса чая была очень низкого качества. Сейчас в магазинах преобладают дешёвые сорта цейлонского чая, вторым по популярности можно назвать индийский, далее следуют китайский, кенийский, яванский, вьетнамский, турецкий, иранский, и завершает рейтинг краснодарский чай. Грузинский чай совсем исчез из продажи из-за его низкого качества.

Что касается дорогих чаёв, их выбор настолько велик, что каждый имеет возможность выбрать чай по своему вкусу.

Традиции русского чаепития.

Трапеза за чайным столом была одним из необходимых компонентов праздничного препровождения времени. Чай в праздники пили в интеллигентных городских семьях, в купеческих домах, в избах крестьян.

Русские люди пили чай как в праздничной, так и будничной обстановке, в домашних условиях, в чайных в трактирах, в дороге на постоялых дворах. Его пили после бани, «с устатку», «с холоду», «с дороги». Чай считалось, веселил человека в грустную минуту, успокаивал после бурных событий жизни, утешал в беде: «Чашка за чашкой, и вот мало по малу во всем существе, по всем жилкам и суставчикам, разливается неизъяснимое самодовольствие; тепло становится жить на свете, легче и веселее на сердце, ни забота, ни печаль не смеют подступиться к тебе в эти блаженные минуты».

В старину в России не было чая и вместо него заваривали листья смородины, земляники, малины, цветы липы, Иван-чая и другие травы. Чай впервые привезен в Россию только в 1638 году. Из Москвы были отправлены послы – боярский сын Василий Старков и Василий Неверов – к монгольскому хану. Польщённый подарками, хан в свою очередь послал ответные дары. Среди них оказалось двести пачек с какой-то травой. Послы вначале отказывались от такого подарка. Московский царь одарил Алтын-хана соболями и другими ценными дарами, а в ответ. сушёная трава! Только после уговоров они «негодный товар» приняли. Это был чай. К удивлению послов, неведомый до селе напиток пришёлся государю по вкусу и чайные дары монгольских правителей стали приниматься с большим удовольствием. С 1679 года, то есть после заключения договора с Китаем о поставках в Россию чая, его питьё стало модным среди высшей знати, дворян. Правда в начале его принимали как лекарство при разных «хворях».

А вскоре вкусный и ароматный напиток нашёл себе место и за столом.

В плоть до конца XVIII века его пили преимущественно мужчины. Женщины отказывались пить чай, считая его слишком крепким и горьким напитком. В те годы он заваривался иначе чем сейчас, на одну средних размеров чашку приходилось около 50 грамм чайного листа. Чайный лист закладывался в медный чайник и там разваривался. В «мужской чай» часто добавляли корневища девясила, петрушки, зверобоя. К примеру девицам полагалось пить только «девичий чай» основу которого составляли сушеные яблоки с сердцевиной и семенами.

Наибольшее же распространение этот напиток получил в России в последней трети XIX века особенно после строительства Сибирской железной магистрали, значительно удешевившей транспортировку чая. С этого времени чаепития у самовара стали рассматриваться как элемент национального бытового уклада. Вся Русь «от финских хладных скал до пламенной Колхиды» все от мала до велика, миллионер и поденщик пьют чай, кто ординарный, кто кирпичный с солью, маслом и молоком, кто душистый ма-б-кон, кто букетный лян-син, иные даже диковинный жемчужный или златовидный ханский.

Читайте также:  Чай Riston — чай премиального класса

Чай в России вероятно, с начала XIX века пили, используя для кипячения воды самовар, а для заварки – фарфоровый или фаянсовый чайник. В самоваре вода находилась всегда в кипящем состоянии благодаря специальной жаровне с горячими углями, располагающейся внутри его. Заварочный чайник ставился сверху самовара на самоварную конфорку, что предохраняло заварку от остывания во время долгого чаепития. Русские люди любили пить чай очень горячим, когда он проникает во все поря тела и понемногу погружает нервы в сладостное онемение.

Как гласят старинные русские летописи, пить этот чудесный напиток надо было медленно, чтобы получить наслаждение и освободиться от дурных мыслей, болезней и забот. В какое бы время не пришёл гость, для его ставили самовар. Хозяева по обычаю должны были выпить с ним чаю. Гости и домочадцы рассаживались за столом в строгой иерархии по старшинству. Под образами сидели самые почётные гости или глава семьи с женой. Разливать чай и потчевать сидящих за столом надлежало хозяйке, которая могла прибегнуть к помощи старшей дочери. Чашку принято было передавать двумя руками с приветливой улыбкой и пожеланием «На здоровье!». Принимая чай полагалось отвечать; «Спаси Бог вас» или «Благо дарю вам».

В чашки наливалась крепкая заварка, разалевшаяся кипятком из самовара. Кроме самовара на стол ставился чайник для заварки. Для сохранения тепла заварочный чайник обычно накрывали специальными грелками из плотного материала. В народе их называли «баба на чайник». Кроме колоритных русских красавиц такие грелки могли принимать форму сказочных животных, матрёшек и часто являлись настоящими произведениями народного декоративного искусства. На носике заварочного чайника всегда висело ситечко, предохранявшее от попадания в чашку чаинок. В крестьянских семьях чашка наполнялась чаем с краями, чтобы «жизнь была полна», и чтобы гости не вздумали положить в чай сахар. В дворянских и купеческих домах, где к чаю подавались сливки и много сахара, чашку принято было заполнять не полностью. Обычно русские пили чай из блюдечка, придерживая его в поднятых вверх и слегка раздвинутых пальцах правой руки. Это было обусловлено привычкой пить чай из самовара, где вода всегда держалась на уровне кипения. Перелитый из чашки в блюдце чай был менее обжигающий.

Такими словами Н. Заболоцкий охарактеризовал главный атрибут русского чаепития – самовар. Самовар в России – больше, чем предмет кухонной утвари. Это символ уюта, домашнего тепла, он – живое существо, настоящий хозяин дома. Без него просто невозможно представить традиционное русское чаепитие.

Самовар обычно ставили либо на середину большого обеденного стола, либо на отдельный маленький столик. Для сервировки подбирали цветные скатерти и салфетки ручной работы. Середину стола покрывали узкой дорожкой, на которую ставили тарелки с угощением. На блюдце ставили чашки ручкой вправо, а за чашку также ручкой вправо кладется чайная ложечка. Сливки, сахар, заварочный чайник ставили на стол. Одной из важных составляющих русского чаепития является лимон, нарезанный тонкими кружочками.

Каждому гостю предоставлялась тарелка для пирожков и сладостей, на которую бережно клали красиво сложенную салфетку. Приборы и чашка размещались справа от тарелки, а уж если гостя потчевали мёдом или вареньем, то подавалась розетка, чайная ложка и блюдце для косточек. Интересно что в самоварах всегда ценили «музыкальность». Дело в том что перед закипанием самовара начинал петь, что придавало чайному столу уют и домашнее тепло: «Вот и самовар заводит обычную свою песню на разные голоса. То затянет ее дребезжащим голоском подгулявшего старика, то хватит пронзительного дисканта, то возьмет мягкого тенора, из него возвысится до громкого basso – cantante и вдруг спустится в певучее mezzo – soprano замолкнет на минутку, как будто раздумывая о чем-то, и зальётся опять звонкой песней, то радостной, то заунывной». Самовар – император белых чашек.

Русская чайная церемония всегда была богата разносолами. К чаю можно подавать практически все: бутерброды и пирожки с разными начинками, сладкие и соленые печенья, кексы, изделия из сдобного теста, шоколадные конфеты, лимон, мёд. С таким количеством разнообразных закусок можно не один час провести за приятной беседой вокруг самовара.

Исключительно русской является традиция пить чай с сахаром. В городских семьях сахар подавался на стол колотым или пиленым. Хозяева и гости пили чай внакладку, опуская кусочки сахара в чашку или прикуску, раскалывая его на мелкие кусочки щипчиками. Купцы, крестьяне старались покупать сахар головками, то есть в виде конусов разных размеров. Стоящая на столе головка сахара наглядно демонстрировала пришедшим гостям достаток и благополучие дома. Колол сахар обычно мужчина. Он брал головку левой рукой за её верхнюю часть, а правой рукой с зажатым в нее тупым ножом ударял по свободному концу. Головка разваливалась на две части, которые потом раскалывались с помощью сахарных щипчиков. Крошки от сахара ссыпали в блюдечко.

Чай с сахаром крестьяне пили всегда в прикуску, пит внакладку считалось большим расточительством. Гостя полагалось потчевать чаем, убеждая его выпить ещё одну чашечку и ещё одну, оказать тем самым честь и уважение хозяевам. При каждой новой просьбе чая чашку полагалось ополаскивать кипятком, чтобы напиток, налитый в неё, сразу не остывал. Известный исследователь середины XIX века А.В. Терещенко очень ярко описал деревенское чаепитие: «На севере России чай заменяет приятное препровождение времени: там, сидя за чаем, разговаривают и пьют в прикуску с таким искусством, что небольшой кусочек сахара достаёт для полдюжины стаканов. С мужика льёт пот градом, он пьёт и не переводя духу, оботрётся полой и снова за чашечку». Знаком для хозяйки, что гость закончил чаепитие, являлась чашка, перевёрнутая вверх дном или поставленная боком на блюдце.

Читайте также:  Чай пекое, что это такое, основная классификация

Чаепитие в деревнях долгое время считалось уделом только праздничных дней. Для будней этот напиток считался дорогим удовольствием: «Где нам, дуракам, в будни чай пить», – говаривали крестьяне. Пить чай садились к концу пиршества, когда гости уже устали от еды, хмельных напитков, шума, веселья, пения и плясок. Совместное питье чая успокаивало разгулявшихся мужчин и женщин, придавало своего рода благопристойность пиршеству, снимало напряжение праздника. Однако со временем, когда чай подешевел, он стал употребляться и в будние дни. В купеческих домах чаи могли пить в любое время дня: самовар постоянно кипел, приглашая к столу всех желающих. В интеллигентных обеспеченных семьях, в барских усадьбах чай подавался каждый день утром и вечером.

«Смеркалось; на столе, блистая,

Шипел вечерний самовар,

Китайский чайник нагревая;

Под ним клубился легкий пар.

Разлитый Ольгиной рукою,

По чашкам темною струею

Уже душистый чай бежал,

И сливки мальчик подавал»

А.С. Пушкин в «Евгении Онегине»

Употребление чая в России нашло отражение и в классической литературе, из которой сегодня мы можем узнать, как, с чем и сколько пили чай в старину. Рассказчик в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» с любовью говорит о возможности выпить чаю на чужбине: «Я пригласил своего спутника выпить вместе стакан чая, ибо со мной был чугунный чайник – единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу».

Любителем и ценителем чая был Н.В. Гоголь. Да и сами гоголевские герои не уступают автору в потреблении чая: дамы пьют его со сливками, провинциальная помещица – с фруктовой наливкой (Мертвые души), мелкие петербургские чиновники «рассеиваются по маленьким квартиркам своих приятелей поиграть в штурмовой вист, прихлёбывая чай из стаканов с копеечными сухарями» (Шинель).

Детальное описание того как в старину подавали чай, встречаем у Ф.М. Достоевского в «Бесах»: Баба скоро внесла чай, то есть большущий чайник горячей воды, маленький чайник с обильно заваренным чаем, две большие каменные, грубо разрисованные чашки, калач и целую глубокую тарелку колотого сахару».

Л.Н. Толстого в «Семейном счастье» говорится о роли женщины в домашнем чаепитии: «Вечерний чай разливала я в большой гостиной, и опять все домашние собрались к столу. Это торжественное заседание при зерцале самовара и раздача стаканов и чашек долгое время смущали меня. Мне всё казалось, что я недостойна ещё этой чести, слишком молода и легкомысленна, чтобы повёртывать кран такого большого самовара, чтобы ставить стакан на поднос Никите и приговаривать: «Петру Ивановичу, Марье Миничне», спрашивать: «сладко ли?» и оставлять куски сахара няне и заслуженным людям».

В рассказах А.П. Чехова интеллигенция и дворянство часто пьют чай на летней веранде на даче, а деревенская женщина Липа из рассказа «В овраге» говорит о крестьянском чаепитии: «Я, Илья Макарыч, до варенья очень охотница, – говорила Липа, – Сяду себе в уголочке и все чай пью вареньем. Или с Варварой Николаевной вместе пьём, а она что ни будь рассказывают чувствительное. У них варенья много – четыре банки. «Кушай, говорят, Липа, не сомневайся». (…) Богато живут. Чай с белой булкой; и говядины тоже сколько хочешь».

Листая страницы классических русских романов, понимаешь, насколько органично чаепитие вошло в нашу культуру, став неизменным ритуалом повседневной жизни и одним из самых любимых способов времяпровождения и общения.

О том, какую важную роль придавали на Руси чайным традициям, свидетельствует существование целых субкультур чаепития; дворянская, купеческо-помещичья, мещанская и простонародная. Например, купеческая манера чаепития предполагала наличие большого количества разносолов и сладостей, а мещанская – богатую культурную программу. Интересный факт; именно на мещанских чайных посиделках родился музыкальный жанр русского романса.

Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья.

Чай в России с давних пор был поводом для долгой неторопливой и добродушной беседы, способом примирения и решения деловых вопросов. Главное в русском чаепитии (кроме чая) – это общение. Много чая, угощений и приятная компания – вот составные части чая по-русски.

ТРАДИЦИИ РУССКОГО ЧАЕПИТИЯ

В каждой стране есть свои особенные традиции. В России большинство из них направлены на единение людей, на создание особенной атмосферы общности и взаимопонимания. Самой древней и популярной традицией у русского народа является чаепитие.

В Россию чай попал раньше, чем в Европу, но позже, чем на Восток. В 16 веке небольшие количества чая привозились на Русь в виде дорогих подарков от азиатских посланников. Известна точная дата попадания китайского чая к русскому царю – это 1567 год. Два казачьих атамана Петров и Ялышев, побывавшие в Китае, попробовали и описали этот напиток, а также привезли в подарок царю от китайского императора коробочку с дорогим жёлтым чаем.

Читайте также:  Чем заменить чай

В 1638 году русский посол Василий Старков привозит в подарок царю от монгольского хана 64 кг чая. В 1665 году чаем лечили царя Алексея Михайловича. Со временем чай добрался до Сибири, а исследователи восточной части Российской Империи обнаруживали там повсеместное употребление чая. К 17 веку чай в России пили бояре и их приближённые, его подавали на царских приёмах и в домах богатых купцов. В 18 веке к этим категориям добавились дворяне и зажиточные купцы, а к 19 веку чай распространился повсеместно.

Главное в русском чаепитии (кроме чая) – это общение.

Чай по-русски принято пить, когда есть хотя бы полчаса свободного времени. Не принято перехватить чашку чая и побежать дальше по делам. Не принято и молчать за столом, как это делается в японской или китайской церемонии и слишком церемониться и разыгрывать «чайное представление», как это делают в Англии. Молчание за самоваром расценивается, как признак глубокого неуважения к хозяевам дома. Для «русской чайной церемонии» принято использовать красный (в европейской классификации – чёрный) цейлонский, индийский или китайский чай. Зелёные при таком чаепитии не подойдут.

Гостей стали приглашать на чашечку чая. Конечно, чашечкой никто не обходился. На стол ставили начищенный до блеска самовар, выставляли лакомства, и за душевной беседой чаепитие на Руси продолжалось несколько часов. За чайным столом не разрешалось курить, петь, было не принято громко смеяться, разговаривать, спорить. Тяжелые темы за столом не поднимались. Все было чинно и спокойно. Можно было тихо общаться, читать, разгадывать шарады.

Чай в доме разливала хозяйка. За столом было самое почетное место — под образами, туда садились хозяева или оно отводилось самым дорогим гостям. Чашки чая гостям передавались со словами «На здоровье», в ответ получали «Благодарю». Дети были полноправными членами чайной церемонии, только они должны были соблюдать правила: не толкаться, не болтать, не перебивать старших. Они должны были учиться вести себя степенно.

Как пить чай: правила этикета

  • Нужно следить, чтобы края чайной чашки оставались чистыми, не допускается оставлять на ней следы помады, жирной пищи. Необходимо перед началом чаепития промокнуть губы салфеткой.
  • Бисквиты, которые часто подают к чаю, нужно есть ложечкой. Если подан песочный или слоеный торт, необходимо использовать вилку и нож. С помощью этих приборов едят и пироги со сладкой начинкой. Ножом аккуратно отрезают небольшой кусочек, с помощью вилки отправляют его в рот. Пирожные едят ложечкой.
  • Если к чаю подан сахар-рафинад в общей вазочке, необходимо использовать специальные щипцы, с помощью которых необходимое количество кусочков можно положить себе в чай или на блюдце.
  • Раньше, чтобы показать, что чаепитие окончено, гость переворачивал свою чашку на блюдце. Сейчас можно просто положить ложечку в чашку, это воспримется хозяином, как отказ от чая.

Запреты во время чаепития

  • Не следует дуть на чай, даже, если он очень горячий. Тем более что нельзя пить чай из ложечки, это признак дурного тона. Пройдет всего несколько минут, и чай остынет, нужно просто немного подождать.
  • В купеческих домах пили чай из блюдечек, но сейчас эта традиция ушла в историю, поэтому так делать за столом не нужно.
  • Чайную ложку после размешивания чая не следует оставлять в чашке или класть на скатерть, для этого есть блюдце.
  • Не стоит оттопыривать мизинец, держа чайную чашечку.
  • Чайная чашка всегда подносится ко рту, наклоняться, чтобы отхлебнуть глоток, не нужно.
  • Пить чай нужно беззвучно, громкие прихлебывания, чавканье неуместно.

Если вернуться к истории, то нужно отметить, что, ведя увлекательные беседы, гостями могло быть выпито от 5 до 20 чашек ароматного напитка, однако и этим порой не ограничивались.

Чаепитие в наши дни

Чего обычно так не хватает прохладными вечерами? Наверное, больше всего тепла. Тепла как физического, так и душевного. Прекрасным способом восполнить недостаток тепла и общения и в наши дни являются посиделки с чаем. Помните, как раньше наши бабушки и дедушки устраивали многочасовые посиделки за чаем и сушками?

Тогда выпивался целый самовар чая и решались насущные проблемы. А сейчас чаепитие для нас — это пакетик с красящим веществом, похожим на чай. Да и чай этот мы пьем, скорее всего, утром на бегу и в обед на работе, даже не отрывая глаза от бумаг или компьютера.

Давайте вернем в дом исконно русские традиции. Не обязательно, конечно же, начинать пить чай из самовара, но попробовать продлить удовольствие и насладиться приятной компанией нужно. Начните посиделки с сервировки. Красивая скатерть — неотъемлемая часть чаепития. А еще корзиночки с печеньем, сушками или домашней выпечкой, аромат от которой разлетается по всему дому. Расставляем чашки, приглашаем гостей и начинаем неспешную приятную беседу.

Людмила Труш-Пащенко

Источник сайт Милаведание

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Время пить чай. Чайные русские традиции

Чтобы сделать паузу, отвлечься, расслабиться или, наоборот, получить заряд бодрости, сосредоточиться, настроиться на что-то, весело поболтать с друзьями или послушать душевные разговоры. В любом этом случае, мы наливаем себе чашечку чая. Сколько удовольствия мы получаем при поглощении этого напитка. Ароматного, крепкого или нежного, бодрящего или успокающего. Наверное, именно по этому, практически на всех континентах и во всех странах существуют свои чайные традиции и чайные церемонии. И причем, в разных странах они свои, со своими отличительными нюансами. Хотя, казалаось бы, что там сложного, плеснуть чайку в чашечку. Но все эти традиции объединяет одно: чаепитие должно проходить в спокойной, приятной обстановке и доставлять удовольствие. Чайная церемония (процесс приготовления чайного напитка и его употребление) стала ритуалом, традицией, которая с удовольствием исполняется как коренными жителями стран, так и их гостями. Это не просто заваривание и поглощение напитка — это наслаждение каждым мигом времени, знакомство с ароматом чая и обычаями страны.

Читайте также:  Простой пирог к чаю

Давайте вспомним наши, коренные и такие родные русские чаепития! Из самовара, да чаек из блюдечка, да с кусочком сахара, или с бараночкой, блинчиком на масленницу, куличем на Пасху или просто в зимние холодные вечера с вареньем или с мёдом, для поддержания здоровья от всех-всех болезней :)

В России настоящий чай появился в XVII веке, и долгое время его применяли исключительно в качестве целебного средства. А вот знаменитый «копорский чай» или иван-чай, упоминается в летописях уже с начала XII века и он экспортировался по всей Европе. Иван-чай — удивительное растение, с огромным букетом целебных средств! До сих пор, летом, мы виходим в поля с этими красивыми, высокими, гордыми, с яркими цветущими шапками растениями, собираеаем листья, моем их, подвяливаем, ферментируем, крутим на мясорубке, сушим. И получаем вкусный полезный кладезь витаминов, самый что ни на есть настоящий русский чай!

Ну и, конечно, традиционное русское чаепитие сложно представить без пузатого блестящего самовара. Всегда тщательно вычищенный он служил доказательством достатка семьи. Привезенный когда-то очень давно из Голландии Петром Первым этот атрибут чайной церемонии со временем обрусел и стал казаться исконно русским. В 1778 году купец третьей гильдии Назар Лисицын первым в Туле зарегистрировал самоварную фабрику. И русские чайные традиции приобрели свою «изюминку» в виде самовара. Мастера делали из самовара настоящие произведения искусства. Особенное ценились тульские. Пузатые бочкА украшались резьбой, рисунками. Самовар ставили на витиеватые ножки. Придумали специальное место для заварочного чайника — подставочку сверху. Это позволяло заварке всегда быть теплой и отдавать максимум полезных веществ.

В домах стали появляться правила чайного этикета, а вместе с ними и традиционное русское приглашение «на чай».

На Руси стали открываться специальные чайные заведения, чайные. Русская чайная церемония получила название «Купеческой».

По русской чайной традиции, чай пили горячим, переливая малыми порциями в блюдца. Блюдечко полагалось брать одной рукой, и втягивать чай губами. Этот процесс сопровождался характерным звуком, и считалось, что чем он громче, тем больше наслаждения человек получал от чайной церемонии. Сахар не добавляли в напиток, как сейчас, а ели «в прикуску».

Купцы в Москве и Петербурге проводили церемонии с особенным размахом. Чаепитие длилось часами, на него приглашались гости, велись беседы и разговоры. По окончании чаепития было принято переворачивать чашку вверх дном и класть на нее оставшийся сахар. Это означало, что человек напился и получил удовольствие от церемонии.

Говоря о традиции русского чаепития, нельзя обойти вниманием блюдце. Если в цивилизованной Европе оно служило подставкой для чашки, то в России роль этой вещи намного сложнее. На Руси чай было принято пить из блюдца. Хотя в высших слоях общества эта привычка считалась вульгарной. А крестьяне, ремесленники, помещики и купцы с удовольствием наслаждались чаепитием, потягивая чай из блюдечка. Традиция крепко вжилась и сделала церемонию настолько красочной и яркой, что писатели, художники и поэты неоднократно отражали эту черту русского чаепития в своих произведениях.

Да и подстаканник тоже — чисто русская штука! Первый стеклянный стакан в России сделали в XVII веке на Новгородчине, тогда же и там же придумали, чтобы не обжигать пальцы, подстаканник из дерева, украшенный резным лиственным орнаментом. В середине XIX в. новая мода стремительно ворвалась в русскую жизнь: в светских кругах, салонах и среди интеллигенции мужчины пили чай из стакана, вставленного в серебряный подстаканник. В советские времена так чай неизменно подавали в кабинетах начальников. Со временем в дешёвом алюминиевом исполнении подстаканники с простым тонким стаканом стали приметой общепита. Сегодня подстаканники, кажется, можно встретить только в поездах, где их использование разумно: металл устойчив при тряске и если упадёт — не разобьётся.

Исконные чайные традиции настолько светлые, яркие, эмоционально положительные, вкусные, что художники всех времен и народов отобразили чаепития в своих картинах. Несмотря на вереницу времен и смену веков, эта традиция остается с нами! И, большое спасибо нашим великим художникам, что мы можем проследить за переходом чаепитий из века в век! :)

Спасибо за внимание и приятных вам чаепитий!

Пиала — это тело, а влага — душа

. Омар Хайям – несомненно, Посвящённый, доказать я этого не могу, так как сам являюсь обычным порочным светским ничто. Что заставляет меня так думать?
Первый довод. Омар Хайям много занимался кубическими уравнениями. При их решении он мог прийти к мнимым числам. Достаточно сказать, что разложением Ньютона, Хайям пользовался. Безусловно, он должен был скрыть это знание. Когда эту формулу нашёл Тарталья, он рассказал о ней Кардано под большим секретом и то, после многих лет домогательств последнего.
Второй довод. Хайям родился 18 мая 1048 года. Умер, или в 1122, или 1131. Как известно, к этому времени был переведён на арабский язык классический индийский текст по йоге.
Третий довод. Так считал индийский гуру Парамаханса Йогананда. Его книга «Вино мистики» переведена Дмитрием Бурбой на русский язык, предисловие которого выдаёт его как Знатока рубаи.
Последний довод, четыре рубаи с типичными текстами Посвящённого:

Читайте также:  Использованная заварка чая – вторая жизнь чайного листа

№ 1
О тайнах Бытия, что стали ясны мне,
Тайком пишу в тетрадь: болтать опасно мне.
Во всей вселенной нет такого человека,
Кто понял бы меня. Вот что ужасно мне.
Омар Хайям в переводе И. А. Голубева
«Омар Хайям», рубаи, М.: «РИПОЛ классик», 2005, с. 220, № 532

№ 2
Про Зло с Добром ни с кем нельзя мне говорить,
Хотел бы, но совсем нельзя мне говорить,
И маленький намёк нельзя себе позволить.
Хранитель тайны – нем. Нельзя мне говорить.
Омар Хайям в переводе И. А. Голубева
«Омар Хайям», рубаи, М.: «РИПОЛ классик», 2005, с. 221, № 533

№ 3
Нет, солнце глиною замазывать не стану,
О тайнах времени рассказывать не стану.
Из моря мудрости жемчужину мою
Не только что сверлить, показывать не стану.
Омар Хайям в переводе И. А. Голубева
«Омар Хайям», рубаи, М.: «РИПОЛ классик», 2005, с. 221, № 534

№ 4
«Секрет от подлецов приходится скрывать,
От болтунов-глупцов приходится скрывать.
Смотри, для всех людей ты что-то делать начал?
От всех людей лицо приходится скрывать».
Омар Хайям в переводе И. А. Голубева
«Омар Хайям», рубаи, М.: «РИПОЛ классик», 2005, с. 230, № 571

Посвящённый обладает знанием истинного пути. Парадокс положения Посвященного состоит, с одной стороны, в неуёмном желании поведать миру о сокровенном. С другой же – в практической невозможности (по разным, в том числе и религиозным, причинам) передать свои взгляды.
Какое решение придумал Омар Хайям? Так как всё самоподобно, а земная радость у всех народов и во все времена – вино и женщины, Омар Хайям сконденсировал Высшие понятия в земные образы так, что, практически, они слились с бульварными. Для идущих в нужном направлении он оставил метки, расшифровки своих символов.

Алый лал наливай в пиалу из ковша,
Пиала – это тело, а влага – душа.
Улыбается весело полная чаша,
Слезы сердца осушишь, её осуша.
Пер. Г. Плисецкого
«Омар Хайам», рубайат, трактаты, М.: Изд-во Эксмо, 2005, с. 217, № 337

Рассмотрим первый конденсат Хайяма. Троица понятий Внешнего Бога, Внутреннего Бога (души) и Веры была спрятана в приятной жидкости: влаге, вине, вине познанья, соке лоз, живой воде. Понятие Внешнего Бога пришлось обозначить ещё одним образом: Виночерпия, Кравчего, Саки.
Далее начиналась игра. Всё зависело от того, что задумывал Хайям. Если речь шла о земном, то пиала или кубок символизировали тело. При этом как человек может наслаждаться божественной радостью, так и Всевышний – нашей.
Интересно, что Омар Хайям, сам не подозревая о том, дал много советов как нужно писать хайку. Если будут силы я постараюсь осветить эту тему.
С Басё, на мой взгляд, всё обстоит иначе. Он искал, писал, что-то ему удавалось, но, в основном, думаю, он был недоволен своим творчеством. Омар Хайям писал рубаи примерно одной силы, так как его творчество имело основанием тайное знание. Басё по отзывам, например, Масаока Сики, в основном писал средние стихи. Я думаю это оттого, что у него не было тайного знания. В этой связи мне интересно, кто или какая группа лиц указала всем, что ворон и лягушка хороши? Читать восхваления ничего не понимающих в своей массе японцев просто невозможно. Может это были масоны? Не знаю.
Завершить свои размышления я хотел бы мыслью о том, что ни рубаи, ни хайку не являются самоцелью, это лишь этапы для восхождения по пути познания себя, мира и Всевышнего.
(Игорь Шевченко)
«15» января 2013

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 29.01.2013. ***
  • 28.01.2013. ***
  • 24.01.2013. ***

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: