Русское чаепитие, как зарождались чайные традиции

8 национальных традиций русского чаепития

Культура различных народов кочевала по миру, добавляя в него свои краски. Внедрение новых привычек, манер и вкусов сослужила хорошую службу в становлении российского общества. Таким образом на территории России в 17 веке появилась культура чаепития, которая стала передаваться целыми поколениями. С русскими чайными традициями связаны теплые вечера в кругу близких, недаром этот напиток так быстро всем полюбился.

История возникновения чаепития в России

Современный человек не знает, что еще несколько веков назад никто не слышал о чае, как о напитке. В 17 веке послы монгольского хана передали царю Михаилу Федоровичу 4 ящика чая в качестве презента из Китая. Правильно использовать его научились не сразу.

Изначально молотые листья чая добавлялись в горячие блюда в качестве приправы

Позже удалось выяснить как правильно использовать продукт и стали заваривать напиток, избавляющий от плохого самочувствия и усталости. Чай пришелся по нраву правителю, но доставлять его из стран заморских было крайне неудобно.

Напиток считался дорогим удовольствием, поэтому завезенный из заграницы чай употреблять могла исключительно знать. Простые люди научились варить чай на основе собранных трав, популярностью пользовался кипрей.

Некогда супы с чайными приправами пользовались большой популярностью

Впервые торговать чаем начали на Нижегородской ярмарке в 19 веке. Он стал доступнее. Постепенно появлялись чайные, в которых собирались, чтобы решить необходимые вопросы, пообщаться и просто передохнуть. Хозяевам чайных разрешалось иметь граммофон и бильярд. За алкоголь в таких местах строго наказывали.

В качестве дополнительных услуг предлагалась подшивка газет. К чаю предлагались масло, колотый сахар, булки, баранки. Обычно люди предпочитали чай без каких-либо добавок, исключением являлись высушенные ягоды и листья (смородины, малины). Позже появились разные сорта чая, от черного и зеленого, до белого.

Русские чайные традиции

Описание традиций чаепития является сложным моментом. Внешние атрибуты в виде самовара, стакана с подстаканником никогда не смогут передать атмосферу. Куда важнее вложенные человеком эмоции и его отношение к тем, с кем он проводит время. Традиции чаепития часто трактуются как необходимость. Из-за холодного климата не обогреть пришедшего было бы неуважительно. Церемония распития бодрящего напитка существует также в Англии и Японии.

Использование самовара

Самовар привыкли считать истинно русской и неотъемлемой частью чаепития. Мало кто знает, но его изобрели еще в Древнем Риме. Первые грелись с помощью дров и угля, постепенно улучшая свое качество мастера научились производить их на керосине.

По традиции самовар выставляли на середину стола, либо на небольшой столик в углу. Стол украшался белой скатертью ручной работы, на середине располагалась узкая ткань, на которую выкладывали угощения.

Бублики и баранки к чаю

Русский народ зарекомендовал себя как один из самых щедрых и гостеприимных. К гостям относились с особым уважением и предлагали на своем столе лучшие блюда. Обычай пить чай «вприкуску» с чем-либо пришел из Сибири. Баранки и бублики были лакомством во время чаепития. Аккуратно выполненные, аппетитные баранки украшали ярмарки, являясь простым и доступным угощением.

Стаканы с подстаканниками

Впервые появились в трактирах. Популярность свою получили благодаря дешевизне и практичности, т.к обычные кружки часто бились и были дороже.

Баба на чайник

Такое название приобрела специально изготовленная грелка в виде красивой женщины в яркой одежде. В некоторых местах России вместо женщины красовались сказочные персонажи. Грелкой укрывали верхнюю часть самовара, ожидая приготовления чая.

Куклу сажали на верхнюю часть и уже не снимали

Пить чай из пиалы или блюдца

Одним из важнейших символов русского чаепития считалось блюдце. Из него попивали чай, как бы прихлебывая, купцы помещики и крестьяне. В высшем обществе это считалось проявлением вульгарности.

Сервизы

Мода на чайные сервизы зародилась еще в 19 веке, являясь предметом гордости уважающей себя хозяйки. По приказу Екатерины Петровны был основан завод по производству фарфоровой посуды.

Заварка

Чтобы не беспокоиться о том, что чай закончится в самый разгар беседы, хозяйки начали заготавливать заварку. Немного чайных листьев заваривали в отдельной посуде и давали настояться до максимальной крепости. Любой желающий мог долить себе нужное количество.

Чайные беседы

Душевные беседы в хорошей компании, пожалуй, являются главной частью чаепития на Руси. Посиделки искренни и эмоциональны. Чай пили после бани до 7 пота, гостям даже предлагались специальные полотенца, чтобы вытираться. За чаем решались важнейшие вопросы, начиная принятием определенных решений и заканчивая обсуждением государственных дел.

История русского чаепития

Друзья, несмотря на то, что в наше время наибольшую популярность имеет китайская чайная культура, наша страна славится богатейшими чайными традициями, вспомнить которые полезно для общей эрудиции, для вдохновения и ради интереснейшего эксперимента на собственной кухне.

Первое упоминание привычного нам слова «чай» в России датируется началом 1567 годом: крупнейший советский и российский историк международных отношений и кулинарии В.В. Похлёбкин рассказывает о том, как казачьи экспедиции под руководством атаманов Петрова и Ялышева, поставляющие из Китая разнообразные, подчас невиданные в России товары, принесли весть о вкусном, полезном напитке под названием «ча», любимом китайцами. Интерес российского монарха стал известен в Китае, и уже в 1618 году китайские послы преподнесли Михаилу Фёдоровичу Романову несколько ящиков отборного чая. Напиток снискал одобрение его императорского величества в качестве тонизирующего и лечебного средства, и с тех пор чай получил статус дипломатического подарка и дарился иноземными дипломатами российской стороне уже регулярно.

Читайте также:  Чай краснодарский Мацеста

Разумеется, высшее общество, российские политики, купцы, высшее духовенство и, что интересно, медики, а за ними и все остальные сословия со временем переняли симпатию императора к китайскому напитку, и в 1689 году был заключен первый договор России с Китаем, в соответствии с которым российские караваны, везущие пушнину в Китай, на обратном пути закупали для России, среди прочих товаров (шёлк, фарфор, драгоценности, специи), и чай. Из Северного Китая был проложен путь длиною 11000 вёрст (11734,8 км) по Кяхтинскому тракту, продолжался он шестнадцать месяцев, был непрост и довольно опасен, в соответствии с чем цена на чай резко возросла, и его употребление стало показателем статуса и финансовой состоятельности семьи.

В 1763 году в городе Кяхте на границе с Китаем открылась первая российская чайная ярмарка, и если в первые годы её существования импорт едва достигал 3 тысяч пудов (48000 кг) в год, то уже через десять лет он составил порядка 28-30 тысяч пудов (то есть до 480000 кг) ежегодно. Уже в конце XVIII века доля чая составила более 30% всего русского импорта, торговля динамично развивалась, в России появились чайноторговые дома (товарищества) и трактиры, где посетителям подавали чай; в обязательном порядке самовары ставились в придорожных заведениях, причём согревающий и бодрящий напиток предлагался всем, невзирая на чины и сословия; наконец, в XIX веке, появились не имевшие аналогов в Европе чайные, которые открывались в 5 утра, благодаря особому, очень демократичному налоговому режиму предлагали гуманные цены и быстро завоевали любовь крестьян, приезжавших на базар, извозчиков, ожидавших своих клиентов, рабочих людей, получивших возможность выпить чаю перед тем, как идти на фабрику, и служащим и чиновникам невысокого ранга. Позднее распространилась мода на круглогодичные гуляния в парках и за городом, и уже ни один пикник, ни одна ярмарка не обходились без чая.

Одновременно российскими предпринимателями было принято решение не только завозить чай из Китая, но и выращивать его у нас, на родине. В 1814 году в Никитском саду в Крыму был высажен первый чайный куст, а к 1885 году чайные плантации были заложены уже в нескольких южных районах Российской империи: в Абхазии, Грузии, Аджарии, Азербайджане, на юге Кубани и в Закавказье. Однако законодательницей чайной моды в России, конечно же, стала купеческая Москва! Так, как в Москве, чай не пили нигде: до 60% всего импортируемого в страну чая приходилось на Москву, и даже было в ходу выражение «москвичи-чаёвники».

Замечательное описание московского чаепития прошлого века оставил известный писатель-москвовед А.И. Вьюрков: «Чай москвичи пили утром, в полдень и обязательно в четыре часа. В это время в Москве в каждом доме кипели самовары. Чайные и трактиры были полны, и жизнь на время замирала. Пили его вечером; пили, когда взгрустнётся; пили и от нечего делать, и «просто так». Пили чай с молоком, с лимоном, с вареньем, а главное — с удовольствием, причем москвич любил чай крепкий, настоистый и горячий, чтобы губы жёг. От жидкого чая, «сквозь который Москву видать», москвич деликатно отказывался и терпеть не мог пить его из чайника…Если москвич, выпив десяток стаканов, отставлял стакан в сторону, это не значило ещё, что он напился: так он делал передышку. А вот, когда он, опрокинув стакан вверх дном, клал на него остаток сахару и благодарил, это означало, что с чаепитием покончено и никакие уж тут уговоры не помогут. Во время чаепития москвич внимательно следил, как ему наливали чай. Если стакан наливали не доверху, гость тут же просил долить его, чтобы жизнь была полнее. Если самовар, потрескивая углями, «пел песни», суеверный москвич радовался: это к добру. Если же при прогоревших угольях самовар вдруг ни с того ни с сего начинал свистеть, москвич испуганно хватал крышку, прикрывал ею самовар и начинал трясти. Заглушив таким способом свист, москвич долго потом находился в тревоге и ожидании всяких неприятностей. Самой плохой приметой считалось, если самовар распаяется. В этом случае обязательно жди беды».

Чай стал поистине русской традицией. До 1917 года выбор чая у жителя Российской империи был несравнимо шире, чем у европейца. Покупателям предлагался обширнейший ассортимент: белые, зелёные, цветочные, красные (современные «чёрные» сорта), а также тёмные, включая пу-эры. Ценителям и гурманам предлагались высокосортные «фамильные» чаи и редкие сорта от лучших китайских производителей.

Дворянское чаепитие

Дворянское сословие предпочитало английскую чайную церемонию: тогда это было модно и бонтонно. По традиции чай подавали дважды в день, значимость чаепития подчёркивалась дорогим фарфоровым сервизом и сдержанностью поведения за столом. Допускались беседы на утончённые темы, стихи и музыка. Именно в такой обстановке появилось новое вокальное направление — русский романс. Традицией было не доливать чай до самых краев, а куски сахара брались щипчиками, опускались прямо в чашку и бесшумно размешивались: это называлось «пить чай внакладку». Также к чаю мог быть подан бисквит.

Читайте также:  Температура заваривания чая, практические рекомендации

Купеческий чай

В купеческих домах чаепитие организовывалось с размахом: с непременными пирогами, пряниками, пирожными и шоколадом; чай пили из блюдца, а сахар было принято откусывать передними зубами — отсюда выражение «пить чай вприкуску». Купеческой среде принадлежит рецепт «чая с позолотой», то есть с ромом, придающим чаю золотистый отблеск. За чаем проходило до нескольких часов, велись разговоры на бытовые и интересные для семьи темы, а также деловые переговоры, если за столом собирались партнёры.

Демократическое чаепитие

Пили чай и в простых домах, собирая вокруг самовара всю семью, угощаясь вареньем и мёдом, однако до революции 1917 года рабочее и крестьянское сословия в целях экономии, как правило, предпочитали привычные травяные сборы (листья мяты, малины, земляники, душицы и прочих вкусных и полезных трав традиционно были в ходу столетиями); также популярен в народе был сбитень с мёдом и пряностями и квас на ржаных хлебных корочках. С приходом советской власти сословия упразднились, возможности выровнялись, но вчерашние крестьяне и рабочие придерживались привычного, экономного образа жизни и делали выбор в пользу недорогих сортов чая, бережно расходуя заварку. Чай нередко был «пустым», без сахара, и заваривался по нескольку раз.

И, разумеется, культура не осталась в стороне и сохранила для нас великолепные образцы живописи на тему русского чаепития. Ниже представлены работы Бориса Кустодиева «Извозчики в трактире», «Сундучник» и «Купчиха за чаем»:

История русского чая богата и неистощима, друзья! Обязательно буду рассказывать ещё, а сейчас благодарю вас за внимание и желаю вам доброго, вкусного чая для всех случаев жизни!

Русское чаепитие

Чай – уникальный напиток, согревал наших предков долгими зимними вечерами, «прохлаждал» душным летним вечером на открытой веранде, собирал за общим столом гостей, друзей и всю семью. Чай попадал в Россию по суше из Китая и близлежащих восточных стран, наши предки знали и пили только два сорта чая: желтый и зеленый, сахар в него не добавляли. Может поэтому его долгое время не пили женщины, потому что после таких традиционных русских напитков как сбитень и мед, имеющих сладковатый привкус, чай казался терпким и непривычно горьким.

Дар Востока русскому народу

По официальным данным в 16 веке чай завозился на Русь посланниками с Востока в качестве дорогих подарков-гостинцев, в 70-х годах 16 века два казачьих атамана, побывавшие в Китае и попробовавшие там этот замечательный напитков, привезли в дар русскому царю немного драгоценного желтого чая. Позже в 17 столетии послы стали привозить подарки царю в виде нескольких десятков килограммов чая, постепенно этот напиток, который был оценен по достоинству за его способность дарить бодрость и бороться с сонливостью, распространился по всей территории русского государства и дошел до Сибири. Сначала его пили в царских хоромах: сам царь, бояре и их приближенные, потом он «дошел» до зажиточных дворянских и боярских домов, и к 19 веку стал повсеместным и доступным напитком для всех категорий населения того времени. В середине 19 века в Москве насчитывалось около тысячи специализированных магазинов продававших чай, именно тогда появилось расхожее выражение «гонять чаи», которое показывало насколько русский народ пристрастился к этому занятию. Затем по всей России повсеместно стали открываться чайные заведения, где за большим общим столом пили чай, делились мыслями и новостями, вели неспешные, степенные беседы. Уже к 20 столетию Россия занимала одно из первых мест в мире по употреблению этого удивительного бодрящего и тонизирующего напитка из чайных листьев.

Распространение этого напитка дало толчок к развитию смежных отраслей. Именно благодаря расширению употребления чая, началось разрастание производства тульских самоваров, которые ранее использовались для изготовления сбитня, широкую известность и популярность приобрел русский фарфор, идеально подходивший для проведения чайных церемоний. Самовар, как и фарфоровые сервизы, сохранились в истории нашей страны как неотъемлемые составляющие традиционного русского чаепития.

Русские традиции чаепития

(Крестьянское чаепитие: Стожаров “У самовара”)

После того как чай стал частью жизни русского человека, процесс чаепития занял важное место в общественной жизни. На протяжении уже более 300 лет без него не проходит ни один семейный праздник, дружеская встреча или посиделки, за чаем делятся мнениями, спорят, обсуждают деловые вопросы и просто хорошо проводят время в кругу друзей и родных.

За долгое время появления чая на Руси и его широкого распространения от Москвы до Сибири установились определенные чайные традиции с уникальными особенностями, тонкостями и нюансами.

(Дворянское чаепитие: Коровин “За чайным столом”)

Для чаепития, которое обычно проводилось в семейном кругу, стол накрывался скатертью, в его середину ставился самовар, который был пузат, горяч и блестящ, его регулярно чистили и заботились о его «здоровье», он считался символом уюта и домашнего тепла, настоящим «хозяином» дома. Кроме самовара на столе стоял заварник для чая, который обычно был укутан грелкой, называемой «баба на чайнике», она могла быть исполнена в форме колоритной русской красавицы, сказочного персонажа или матрешки.

Читайте также:  Чай ройбуш — что это такое

(Московская интеллигенция: Маковский “Утренний чай”)

Выставлялся на стол фаянсовый или фарфоровый сервиз, каждому участнику чаепития было предназначена чашка с блюдцем. Раньше в трактирах подвали чай в стеклянных стаканах с подстаканниками (чтобы пальцы не обжечь), отсюда еще одна традиция, которая считается исконно русской, пить чай из стаканов.

Также обязательным было богатое убранство стола, к чаю подавались различные сладости, выпечка, варенья, куски сахара и другие вкусности, предполагалось, что гость не должен уйти после чая голодным, тут срабатывало обычное для русских чувство гостеприимства, обязывающее накормить гостя «от живота».

(Чаепитие от души: Кустодиев “Извозчики”)

Чаепитие было долгим, продолжительным мероприятием, во время которого выпивалось шесть-семь чашек чая, при этом за русским чайным столом не полагалось хранить стойкое молчание, как это принято у китайцев и японцев, или вести чопорные аристократические беседы как в Англии. Главным атрибутом русской чайной церемонии во все времена было наличие теплой и душевной атмосферы, долгие, неспешные разговоры «по душам», принято было считать, что чай способен согреть не только тело человека, но и его душу.

(Чаепитие в СССР: Баюскин “За обедом”)

Чайные традиции в России имели огромное значение для всех слоев населения этой огромной страны, об этом можно судить по их разделению на отдельные субкультуры чаепития: дворянская, купеческая, мещанская и простонародная. Для купеческого чаепития, например, было обязательным наличие богатого угощения, для мещанского – культурная программа. Именно благодаря мещанским традициям чаепития появился новый жанр в музыке – русский романс.

TeaTerra

Культурные традиции русского чаепития

Есть много хороших напитков: прохладительных, питательных, целебных. Каждый по-своему знаменит и ценен. Но с напитком «чай» не может сравниться никакой другой: он любим миллионами людей на всей планете, его пьют во всякое время года, днем и ночью, как лакомство и лекарство, за рабочим столом и за дружеской беседой. Чашка горячего чая в нужный момент совершает чудеса. Чай дает зарядку бодрости, бережет наше здоровье, помогает нам жить. Он – верный друг человека с детства до старости.

Напиток простой, всем знакомый, и на первый взгляд может показаться, что о нем ничего нового, вроде бы, и не расскажешь. Но это далеко не так. Как мы пьем чай? Наверняка немногие задавались этим вопросом за чашкой этого замечательного напитка, история которого уходит корнями в глубокую древность. На протяжении многих веков люди совершенствовали традиции чаепития, неизменно возводя их в ранг искусства. Для одних чайная трапеза – это прекрасный повод собраться в кругу семьи и побеседовать «о том о сём», для других же – отличная возможность отвлечься от суеты, забыв на время обо всех делах. Что же такое русское чаепитие? В дореволюционной России существовало множество чайных традиций.

  • Во-первых, в крупных городах были дворяне-аристократы, которые с незначительными искажениями копировали английскую чайную традицию. Подобное чаепитие было популярно в петербургских и московских салонах. Подобный «дворянский чай» был не столько потреблением продукта, сколько поводом для общения.
  • Во-вторых, существовала купеческо-помещичья культура чаепития. Это тот самый самовар, и обязательно большое количество сладостей и еды. Из сладостей использовали сахар, мед, варенье, из еды – пироги с разнообразной начинкой (овощи, грибы, ягоды, творог, рыба и мясо), пряники, калачи, бублики. В чай часто добавляли спиртное – крепкие настойки и бальзамы.
  • Часто подобные чаепития являлись хитрым способом не голодать во время постов – вроде и не еда, а чашек семь с пирожками навернешь, да и возрадуешься.
  • В-третьих, существовала мещанская субкультура чаепития. Мещане – это чиновники, служащие, лавочники, разночинцы. В этой субкультуре наблюдается копирование «дворянского» и «купеческого» чаепития. От купеческого мещане пытались перенять изобилие еды на столах, а от дворянского – культурную программу. Именно благодаря чайным посиделкам мещан сформировался как музыкальный жанр романс.
  • В-четвертых, существовала субкультура русского чайного общепита. В России было очень много чайнопитейных заведений. В любом ресторане были «чайные столы», где клиенты откушивали в лучших традициях «купеческого» чаепития.
  • В-пятых, с большой натугой можно выделить отдельную чайную традицию «простого народа» – рабочих и крестьян. Настоящий чай в те времена был им недоступен. Чаще всего употреблялась смесь из трав (иван-чай, душица, зверобой, малина) [1].

Как гласят старинные русские летописи, пить этот чудесный напиток надо было медленно, чтобы получить наслаждение и освободиться от дурных мыслей, болезней и забот. В какое бы время ни пришел гость, для него ставили самовар. Хозяева по обычаю должны были выпить с ним чаю. Гости и домочадцы рассаживались за столом в строгой иерархии, по старшинству. Под образами сидели самые почитаемые гости или глава семьи с женой. Разливать чай и потчевать сидящих за столом надлежало хозяйке, которая могла прибегнуть к помощи старшей дочери.

Читайте также:  История чая в России: с 16 века до наших дней

Чашку принято было передавать двумя руками с приветливой улыбкой и пожеланием: «На здоровье!» Принимая чай, полагалось отвечать: «Спаси Бог вас» или «Благо дарю вам». Эти слова произносились за столом так часто, что буквально пронизывали воздух и создавали ту особую добрую магию, которая так интриговала иноземцев. Состав чая в России варьировался в зависимости от пристрастий хозяев, состояния их здоровья, пола, времени суток. К примеру, девицам полагалось пить только «девичий чай», основу которого составляли сушеные яблоки с сердцевиной и семенами. Этот отвар помогал девицам долго оставаться белокожими и румяными. «Татьянин чай» из трех видов клевера, по преданию, способствовал поддержанию жизненных сил у Татьян, а также укреплял веру, надежду и любовь. В «мужские чаи» часто добавляли корневища девясила, петрушки, зверобоя [2].

Главный атрибут старинной русской чайной церемонии – это самовар. Его обычно ставили либо на середину большого обеденного стола, либо на отдельный маленький столик. Для сервировки подбирали цветные скатерти и салфетки ручной работы. Середину стола покрывали узкой дорожкой, на которую ставили тарелки с угощением. На блюдце ставилась чашка ручкой вправо, а за чашку также ручкой вправо кладется чайная ложечка.

Также для каждого гостя слева от чашки была предусмотрена маленькая тарелка для угощения. Сливки, сахар, заварочный чайник ставятся на стол. Одной из важных составляющих русского чаепития является лимон, нарезанный тонкими кружочками. Необходимо вскипятить воду, прогреть заварочный чайник, засыпать заварку, залить ее кипятком, перемешать, закрыть заварник крышечкой и накрыть его салфеткой. Нужно заваривать чай около 7 минут. В процессе заваривания чая для русского чаепития возможны нюансы. Например, можно «женить» чай, переливая заварку из заварочного чайника в чашку и обратно. Чай заваривается очень крепко, а потом разбавляется кипятком в чашке. Это является основной особенностью русского чаепития. Русская чайная церемония всегда была богата разносолами. К чаю можно подавать практически все: бутерброды и пирожки с разными начинками, сладкие и соленые печенья, кексы, изделия из сдобного теста, шоколадные конфеты, лимон, мед. Исключительно русской является традиция пить чай с вареньем. С таким количеством разнообразных закусок можно не один час провести за приятной беседой вокруг самовара.

Считается, что Китай и Англия обладают самыми развитыми чайными традициями в мире. А как обстоят дела в России? Можем ли мы похвастаться развитой культурой чаепития? В Россию чай попал раньше, чем в Европу, но позже, чем на Восток. Чай был впервые привезен в Россию только в 1638 г., его привез в дар государю Московскому Михаилу Федоровичу от монгольского хана боярский сын Василий Старков. Посол отказывался от такого подарка: московский царь одарил Алтын — хана соболями и другими ценными дарами, а в ответ… сушёная трава! В. Старков всю дорогу из Монголии в Москву «убивался» по поводу крайне неудачной сделки.

К его величайшему удивлению напиток понравился московскому царю, и вскоре наша страна стала регулярно ввозить чай. Чай был настолько дорогим удовольствием, что позволить себе «попить чайку» могли только очень состоятельные люди. Объяснялось это высокими «транспортными» расходами, ведь путь от Пекина до Москвы занимал в те времена больше года! К ХIХ в. чай распространился повсеместно.

Изначально чай использовали в лекарственных целях. В старину в России не было чая, и вместо него заваривали листья смородины, земляники, малины, цветы липы, Иван-чая и другие травы.
Наши предки понимали толк в травяных чаях, настоях и отварах. Еще они знали особые секреты и умели правильно заготавливать и высушивать разные растения. А тем более грамотно заваривать и пить.

О том, какую важную роль придавали на Руси чайным традициям, свидетельствует существование целых субкультур чаепития: дворянская, купеческо-помещичья, мещанская и простонародная. Например, купеческая манера чаепития предполагала наличие большого количества разносолов и сладостей, а мещанская – богатую культурную программу. Интересный факт: именно на мещанских чайных посиделках родился музыкальный жанр русского романса.

Традиция русского чаепития – одна из самых сложных для описания. Самовар, питьё из блюдец, стакан в серебряном подстаканнике – это всего лишь внешние черты, доступные нам по описаниям классиков и по картинам известных художников прошлого. Чай в России с давних пор был поводом для долгой неторопливой и добродушной беседы, способом примирения и решения деловых вопросов. Главное в русском чаепитии (кроме чая) – это общение. Много чая, угощений и приятная компания – вот составные части чая по-русски. Чтобы организовать чаепитие по всем правилам, хозяйке нужно было изрядно потрудиться.

По обычаю, самовар ставился слева от нее или на отдельном столике, рядом же устраивались фарфоровый чайник с заваркой, чашки с блюдцами и ситечко. Каждому гостю предоставлялась тарелка для пирожков и сладостей, на которую бережно клали красиво сложенную салфетку. Приборы и чашка размещались справа от тарелки, а если уж гостя потчевали медом или вареньем, то подавалась розетка, чайная ложка и блюдце для косточек. Особое внимание всегда уделялось закускам. И сегодня русские бережно хранят и передают из поколения в поколение традиции чаепития, предлагая гостям целый набор разнообразных сладостей.

Читайте также:  Можно ли беременным иван чай

Технически процесс заваривания существует в трех вариантах.

Первый – наиболее «русский»: вода подогревается в самоваре, чай заваривается в большом чайнике, который ставится на корону (верхнюю часть) самовара и разливается по чашкам без добавления воды и сахара. Сладкое принято в этом способе есть вприкуску. Здесь важен большой объём заварника и прогревание всей посуды в каждой стадии. Чай не любит прохладу – он любит жар.

Во втором способе самовар заменяется чайником, а заварник накрывается специальной чайной грелкой, чтобы тепло не уходило – почти так же, как в английской традиции. Чай не разбавляется водой, и сладкое едят вприкуску.

Третий способ. Чай заваривается крепким, и эту заварку разливают по чашкам, в которые доливается горячая вода. Такую же процедуру иногда проводят с участием самовара вместо чайника. Не принято перехватить чашку чая и побежать дальше по делам. Не принято и молчать за столом, как это делается в японской или китайской церемонии и слишком церемониться и разыгрывать «чайное представление», как это делают в Англии. Молчание за самоваром расценивается, как признак глубокого неуважения к хозяевам дома [3].

Таким образом, чай – живая уникальная сущность. В мировой истории чай – это единственный продукт, описание которого охватывает почти пять тысяч лет непрерывного развития. Чашка горячего чая в нужный момент совершает чудеса. Тонкий аромат и наслаждение вкусом освобождают наши мысли от проблем, усталости и плохого настроения. Чай – древнейший и самый распространенный напиток на земном шаре. Его употребление неразрывно связано с национальной культурой, хозяйством и историческими традициями многих народов. Чай – уникальный продукт, поэтому надо заботиться о том, чтобы его потребление приносило максимум пользы, чтобы оно основывалось не только на привычках и традициях, но прежде всего на знаниях, на современных научных представлениях о здоровье человека. Действительно, чайные традиции являются неотъемлемой частью культуры разных народов мира. Радостно видеть, как с каждым годом культура чая в разных частях света начинает возрождаться, привлекая внимание людей к семейным и культурным ценностям.

Литература:

  • 1. Колесниченко Л. В. Чайные традиции и церемонии в разных странах мира. – Донецк ., 2004.
  • 2. Колесниченко Л.В. Чай. Чайные традиции и церемонии в разных странах мира. – М., 2006.
  • 3. Похлебкин В. В. Чай, его типы, свойства, употребление. – М., 2007.
  • 4. Савельевских А. В. Чай. Книга о том, как наслаждаться вкусом настоящего чая. – М., 2005.
  • 5. Китлер М. С. Чай. Несложно и вкусно. – М., 1998.

Коваль Екатерина Сергеевна, магистрант кафедры теории и истории культуры имени профессора А. И. Манаенкова Краснодарского государственного университета культуры и искусств.

О традициях русского чаепития – все для душевной беседы

Термин «глобализация» еще не был придуман, а товары уже кочевали по миру, привнося в каждую культуру заимствованные вкусы, привычки, манеры. Так и чужестранный чай внедрился в российский быт незаметно и ненавязчиво. Точная дата его появления на Руси остается под вопросом. Создается впечатление, что самовары кипели в избах испокон веков, а чаепитие всегда было исконно русской традицией.

История появления чая в России

Во времена Ивана Грозного о чае знали лишь понаслышке. Первыми, кто поведал о необычном напитке, считаются российские послы, казачьи атаманы Ялышев и Петров, вернувшиеся в 1567 году из русского путешествия в Китайскую империю. Однако историки находили свидетельства, что за сто лет до этого, в середине XV века, при царствовании Ивана III, восточные купцы уже привозили в Россию чай.

В 1618 году государь Михаил Федорович Романов получил царский подарок от монгольского Алтын-хана — четыре пуда чайного листа. Напиток не впечатлил двор, да и обычные московиты к чаю ничего не испытывали, кроме любопытства.

Второй царь династии Романовых, Алексей Михайлович, имел проблемы с пищеварением, и лекари отпаивали его чаем. Результат порадовал всех, «жизненная сила» чайного напитка была высоко оценена. В лекарственных рецептах того времени чай фигурировал как лечебный ингредиент, и это было его основное применение.

В скором времени с Китаем были подписаны торговые соглашения, и чай стал предметом обмена, чаще всего на ценные меха. Количество товара тогда измерялось в верблюдах, а продукт перевозили в цибиках.

Цибик — пакет или ящик, обшитый сырой кожей и наполненный сухим чаем весом около 40 кг.

Поверхностное знакомство русских с душистым напитком переросло в настоящую любовь благодаря Екатерине II, которая сама питала слабость к заморскому зелью. Были замечены бодрящие свойства, оценен его вкус, и общение с чаем стало приносить удовольствие.

Читайте также:  Аллергия на чай: симптомы, методы лечения

В правление Екатерины II за год употреблялись шесть тысяч «нагруженных верблюдов» заварки. Императрица лично курировала чайные караваны и производство посуды на Императорском фарфоровом заводе. При ней Москва быстро превратилась в чайную столицу России.

По российским необъятным просторам обоз из гужевых повозок добирался от Китая через всю Сибирь и далее до Москвы более полугода. Поэтому чай был очень долгожданным, дорогостоящим и недоступным для простолюдина продуктом.

В эпоху правления Романовых в 17 веке царские приемы проходили с чаепитием. Его пили бояре и богатые купцы, которые к тому же ухватились за «чайное дело» и начали сколачивать на нем состояние. Только в следующем столетии чай распространился на дворянство и купечество среднего уровня.

В России наблюдалась тенденция вытеснения им традиционных русских напитков (сбитень, мед), имевших сладковатый вкус. Вероятно, поэтому женщинам он не нравился из-за горчинки, тем более, что изначально его пили без сахара. Крепкий чай считался мужским напитком.

Во второй половине XIX века стали завозить через одесский порт также индийский и цейлонский сорта, к перевозкам подключились железные дороги. За короткое время чай превратился в доступный продукт, а ближе к концу 19-го столетия его пили все сословия царской России. Тогда же на рынке появились низкосортные дешевые сорта.

Как пили чай разные сословия

Чай постепенно опускался по иерархическим ступеням общества до самых низов. Каждая прослойка населения пыталась подражать вышестоящим, но в силу ограниченных возможностей привносила что-то свое и подстраивала чайный ритуал под себя.

Утонченные аристократы во многом копировали англичан — безукоризненная сервировка стола, красивая посуда, молочник. Здесь употребляли дорогой китайский чай редких сортов, который приносили в сухом виде и заваривали уже за столом.

Дворяне изначально, до появления фарфоровой чайной посуды, пили его из резных стаканов в подстаканниках. Неотъемлемой частью чаепития являлось общение, собственно, с этой целью и собиралась компания за чайным столом.

Купцы и богатые помещики выставляли свою зажиточность напоказ и мерялись кошельками. Чайная церемония представляла собой великолепную возможность выделиться, поэтому ее обставляли со всей помпой и атрибутами изобилия: самовар, различные варенья, мед, многообразие сладкой и соленой выпечки.

Чаепитие длилось долго и обстоятельно, чашки наполняли многократно. Чай пили из блюдца. Учитывая выпиваемое количество, заварку делали очень крепкую, чтобы надолго хватило, и разводили ее в чашках кипятком. Сорта употребляли такие, что дают насыщенный темный цвет.

Мещане — чиновники, лавочники, трактирщики и городские обыватели — подражали богатым сословиям, и собирались за чаем наподобие аристократов. Не имея финансовых возможностей, они все же пытались накрывать изобильный стол на купеческий манер.

Чай стоил дорого, поэтому брали самый дешевый сорт и разбавляли до полупрозрачного состояния. Закуски были простые. Посиделки сопровождались не только разговорами, но и песнями, часто исполняемыми под гитару.

Считается, что русский городской романс под гитару возник и оформился в музыкальный жанр во времена мещанских чаепитий. С простым и небольшим инструментом было удобно разместиться за столом.

Своя культура чаепития сложилась в царской России в общепите. В трактирах чай подавали в двух чайниках, которые ставились один на другой и представляли собой прототип самовара: в нижнем кипяток, в верхнем заварка. Посетитель сам готовил себе напиток нужной крепости. Чай пили из стаканов, которые использовались также для спиртного.

Чайная обычно состояла из двух залов. В одном были большие столы, на которые выставлялся самовар и заварник. Чай разводили по вкусу и пили с закусками. В другом зале решались деловые вопросы, проводились встречи и оформлялись документы.

Характерные черты русского чаепития

Россияне почему-то больше полюбили черный чай. «Чаевничанье» стало синонимом задушевной беседы, знаком гостеприимства и обязательным завершающим этапом застолья. Английская чопорность и обязательность, японская и китайская тонкость чайной церемонии в России не прижились. Здесь полностью отмели формализованный порядок чаепития.

Русская душа требует размаха, открытости и душевности. Чайные традиции в России неотделимы от обстоятельных разговоров на любые насущные темы. Чай пьют сколько угодно раз, зимой чаще, чем в теплое время года. К нему обязательно прилагается сладкое — варенье, выпечка, мед, конфеты.

Для гостей во многих домах есть праздничные сервизы: столовый и чайный. В советское время такая специальная посуда была показателем благополучия и статуса в обществе. Все домохозяйки, чтобы хоть как-то приобщиться к элите, мечтали о перламутровом сервизе «Мадонна».

Праздничный стол

Неизменными всегда остаются два этапа русского застолья: основные блюда с алкогольными напитками и чай с десертами. Во время смены стола гости, разомлевшие от обильной трапезы, выходят перекурить и попудрить носик, и настраиваются на неспешное чаепитие и откровенные беседы. Крепкий чай способствует пищеварению и бодрит.

Такое продолжение застолья спасает от последствий переедания и чрезмерного опьянения. Сервировка стола и способ заваривания чая зависят от хозяйки. Выставляются конфеты, мед, сахар, варенье, лимон ломтиками, выпечка или торт, молоко/сливки в молочнике.

Специальный «сладкий стол»

Так принято называть экономную разновидность застолья, урезанную до чаепития. Ее используют по разным причинам: устроители хотят без этикетных формальностей по-быстрому отметить какое-то событие, мало времени для общения, обстоятельства не позволяют накрыть полноценный стол и так далее. Часто в таких случаях берут пакетированный чай и минимальный набор сладостей в одноразовой посуде или собирают стол вскладчину.

Читайте также:  Чай с кардамоном для укрепления здоровья

По-домашнему

Россияне пьют чай несколько раз в день, дома и на работе: в качестве «третьего» после основного приема пищи или отдельно, с десертом или без него. Обычно и дома, и в офисе у каждого есть своя любимая чашка. Часто пьют его перед телевизором.

Любители добавляют к чайной заварке ароматные травы или пряности. Если чай готовится на всю семью, его настаивают в заварнике и разводят кипятком в чашках. В заварной чайник 1-2 раза доливают кипяток по мере опустошения.

Нежданные гости

Угощение чаем — обычный знак гостеприимства, даже если человек зашел не в гости, а с какой-то целью. Особенно в холода святое дело предложить чашку чая продрогшему визитеру. Никаких устоявшихся правил здесь нет.

При желании, хозяин может составить гостю компанию или предложить что-то из сладостей, но может этого и не делать. Данной традиции придерживаются и в офисах, в зависимости от того, сколько времени посетитель там проводит.

Чаепитие по-русски очень демократичное — в каждом доме сложились свои традиции и рецепты. Чай заваривают разными способами. Все они предельно просты. Главной особенностью было и остается «двухчайниковое» заваривание и хорошее прогревание.

  1. Счастливые обладатели самовара ставили сверху в специальное гнездо большой заварочный чайник. По мере прогревания воды в самоваре прогревался сосуд с чаем. Напиток разливали по стаканам, не разбавляя, и пили вприкуску со сладостями.
  2. Если самовара нет, то из чайника и заварника составляли «чайную пару». Чайный лист заливали кипятком в заварнике и утепляли для настаивания. Для него часто шили красивую специальную грелку — «бабу». Такой чай подавался неразведенным, со сладостями вприкуску.
  3. Третий способ, возможно, самый простой, экономный и популярный в советское время: в заварном чайничке делали очень крепкий настой, разливали понемногу в чашки, и доливали горячей водой.

Чаю нужно отдать должное — он завоевал такую популярность, что полностью вытеснил из обихода традиционные русские напитки. При этом даже не пришлось изобретать посуду. В самоваре всегда готовили русский сбитень, который по составу напоминает безалкогольный глинтвейн.

Сбитень: Из патоки вперемешку с пряностями (зверобой, стручковый перец, лавровый лист, шалфей, имбирь, мускатный орех) готовят очень густой темно-красный отвар и разливают в банки. Тягучую жидкость разводят по мере надобности водой и добавляют сахар.

Популярными напитками были также морс и медовуха. С приходом чая самовар «переквалифицировали» на «чаеварение».

Популярные виды

Чайные гурманы в России появились сразу. В страну поступали очень редкие элитные сорта китайского чая, в том числе желтый императорский и дорогие представители черного «цветочного».

В Москве было несколько сотен китайских лавочек, где выбор зеленого и черного был очень богатый. Москвичам полюбились зеленые чаи «Императорский лянсин» и «Жемчужный отборный», желтый «Юнфачо с цветами» и белый сорта «Серебряные иголки». Северная столица предпочитала тонкий вкус цветочных сортов.

В больших городах с выбором чая было проще. Жители сельской местности не разбирались в элитных напитках и не озадачивались сортами и качеством. Во-первых, к ним поступали в продажу не лучшие и самые дешевые сорта, во-вторых, из-за высоких цен, крестьяне предпочитали готовить вместо них сборы:

  • «копорский» из сушеной травы иван-чая;
  • «деревянный» из листьев и коры деревьев (березовый, из дуба, ясеня);
  • травяные сборы;
  • из листьев и плодов фруктовых деревьев и ягодных кустов.

Нечистоплотные дельцы, готовые на любые ухищрения, чтобы сыграть на популярности продукта и извлечь выгоду, воспользовались таким богатым ассортиментом альтернативных напитков. Так появились фальсифицированные чаи.

Они должны были выглядеть как настоящие, поэтому самодельные сборы обрабатывались красителями, зачастую ядовитыми, смешивались с ненатуральными добавками и выдавались за натуральный продукт. Наихудшим видом такой деятельности были манипуляции со спитой заваркой, которая собиралась по чайным заведениям. В правительстве была разработана схема пресечения и система наказаний для торговцев подделками.

Благодаря народной изобретательности, было испробовано множество рецептов альтернативных напитков. Некоторые из них настолько понравились, что стали популярными. Так в российский обиход вошло понятие «фиточай».

Стереотипы

В традициях русского чаепития сложились свои собственные клише, влияющие на его оценку. Ему приписываются несуществующие формы и факты, но:

  • Самовар — не является русским изобретением, но используется уже очень давно, сначала для сбитня, потом для чая.
  • Блюдце — пить из него считается вульгарным. Но кто пробовал, тот знает — так действительно вкуснее. Так было принято в купеческой, а позже и мещанской среде.
  • Стакан с подстаканником — чайный экспонат, дань времени, отголоски которого остались в российских поездах. Но все же хороший чай в стакане великолепен. Особенно если посмотреть на свет.
  • Баба на чайник — игрушку с широкими юбками может заменить смешная курица или разноцветный петух с распростертыми на чайник крыльями. На крайний случай сойдет хозяйская шапка. Лишь бы чай не замерз.
  • Заварка — почему бы и нет, чтобы не возиться с бесконечными завариваниями в самый разгар беседы.
Читайте также:  Чай брусничный: полезные свойства и противопоказания

Чай — универсальный напиток, который одновременно насыщает, бодрит и успокаивает. С ним приятно в компании и в одиночку. И даже читать о нем хорошо за чаем.

Пить по-русски: как проходили чаепития на Руси

Первое упоминание о чае на Руси содержится в описании посольства в Китае казачьих атаманов Ивана Петрова и Бурнаша Елычова (Ялышева) в 1567 году. Иногда даже встречаются упоминания, что они привезли немного жёлтого чая ко двору Ивана Грозного. Историки, впрочем, эту гипотезу обоснованной не считают.

Достоверно известно, что чай был уже довольно хорошо известен на Руси в первой половине XVII века — при Михаиле Фёдоровиче Романове. Во второй половине века его упоминают в медицинских трактатах. По информации исследователя XIX века Дмитрия Прозоровского, «чай считался тогда предохранительным средством против вредного влияния заразительного воздуха и лекарством от вина». Фронтовая каша. «Литературная кулинария» в гостях у ветеранов Советской армии

В 1679 году был заключён договор с Китаем о его регулярных поставках. Практически весь ввозимый из Китая чай поступал в Москву. Везли его через Монголию и пограничную станцию Кяхта.

Цены на него божескими отнюдь не были. Например, во время распродажи имущества казнённого в 1740 году по приказу императрицы Анны Иоанновны вельможи Артемия Волынского был продан запас кофе (5 пудов 31 фунт) за 29 рублей 74 копейки и десять фунтов чая за 15 рублей. Легко заметить, что цена кофе — 13 копеек за фунт, в то время как чая — 1,5 рубля. Правда, надо иметь в виду, что культ кофе навязывался централизованно дядей Анны — Петром I. Распространение же чая шло естественным путём, и действительно массовым его потребление стало при Екатерине II.

В 1821 году Александр I разрешил продавать чай в трактирах и ресторанах, тем самым спровоцировав рост объемов чайной торговли. Спрос был велик, купцы получали на этом продукте огромные прибыли. В 1840-1850 годах ввоз чая составлял до 95% всего китайского импорта в Россию и оценивался в 5-6 млн руб. в год. В Китае функционировали российские концессии с чаеразвесочными фабриками, например, в Ухани.

Параллельно с чайной торговлей развивались смежные отрасли: производство самоваров, фарфоровой посуды, сахара.

Ввозился в основном чёрный и «кирпичный» чай. Последний, как подсказывает энциклопедия Брокзауза и Ефрона, «низший сорт обыкновенного китайского чая, с помощью клея спрессованный в плитки, формой похожей на кирпичи. Кирпичный чай получается из северных провинций Китая, где, однако, не употребляется; у нас употребляется в Сибири, особенно же у калмыков и бурят. (…) Его не настаивают, а варят с солью, молоком, маслом или бараньим жиром; к густому крепкому отвару прибавляют даже несколько муки. Сваренный К. чай своим видом походит на шоколад». Доля зелёного и жёлтого чая постепенно сокращалась.

Чтобы сделать прибыль еще больше, бакалейщики добавляли в чай отходы чайного листа, стебли и сухие ветки других растений. За натуральный китайский продукт часто выдавали листья березы, рябины, земляники, иван-чая (последний производился в промышленных масштабах).

Современный читатель, наверное, удивится — почему же китайский? Почему не индийский и не цейлонский? Вы будете удивлены, но никакого индийского чая тогда не существовало — в Индию его завезли только в XIX веке, когда закупки чая в Китае были прерваны Опиумными войнами. Первая партия индийского чая (дикорастущего и не очень качественного) была завезена в Лондон только в 1838 году. Саженцы китайского чая попали в Индию в середине века… «Литературная кулинария» ревизует обозы войны 1812 года

В литературе самое «вкусное» описание чаепития мы встретили в «Богомолье» Ивана Шмелёва: «пьем чай в богомольном садике. Садик без травки, вытоптано, наставлены беседки из бузины, как кущи, и богомольцы пьют в них чаёк. (…) Бегают белые половые с чайниками, похожими на большие яйца: один с кипятком, другой, поменьше, с заварочкой. Называется — парочка. Брехунов (владелец знаменитого трактира «Отрада» в Мытищах — Авт.) велит заварить для нас особенного, который розаном пахнет. Говорит нам:
— Кому — вот те на, а для вас — господина Боткина! Кому пареного, а для вас — баринова! И приговаривает стишок:

Русский любит чай вприкуску

Да покруче кипяток! (…)

Горкин говорит: пропотеешь — облегчит, а чай на редкость. Они с Антипушкой все стучат крышечкой по чайнику, еще кипяточка требуют. Пиджак и поддевочку они сняли, у Антипушки течет с лысины, рубаха на плечах взмокла. И Горкин все утирается полотенцем, — а пьют и пьют. Я все спрашиваю: да когда же пойдем-то? А Горкин только и говорит: дай напьемся. Они сидят друг против дружки, молча, держат на пальцах блюдечки, отдувают парок и схлебывают живой-то кипяток».

Читайте также:  Растение чай, разновидности чайного куста

Отметим, что в Мытищах самая мягкая в окрестностях Москвы вода. Именно из Мытищ в XVIII веке провели водопровод, проходивший по ряду акведуков (уцелел только один — в Ростокино, около ВДНХ). Чай на мытищинской воде считался со знаком качества.

Чай «господина Боткина» — от торговой марки «Товарищество чайной торговли “Петра Боткина Сыновья”». В 1907-8 годах дела фирмы пришли упадок, и её активы были распроданы, но события повести «Богомолье» относятся к 1879 году.

«Пареный» чай — вторая заварка.

Особенно интересная ситуация была с сахаром. Сахар тогда продавался в виде «сахарных голов» — слитков продолговатой конусовидной (назовём это так) формы, весом в 5-15 кг. Сахар этот был очень твёрдый и плохо растворялся. Читатели старшего поколения помнят советский «пилёный» сахар — очень твёрдый. Появление быстрорастворимого кускового сахара в 1980-х было настоящим прорывом.
Сахар пилили и кололи специальными щипцами. Кусок сахара клали сбоку блюдца и втягивали чай через него.

Интересна манера пить чай героев Шмелёва — такое впечатление, что чай им заменял баню. Интересно, что чай холодной водой не разбавляли — пили «живой кипяток». Ну и пили его много — 6-7, а то и 20 чашек (усреднённый объем — 200 мл).

  • Теги
  • Русь

Принцип лечения онкобольных по Н.П. Шматкову

Принцип лечения онкобольных по Н.П. Шматкову

(особенности, достоинства и рекомендации)

директор Центра лимфохирургии, к.м.н. Шматков Николай Павлович

Вступление: Рак – болезнь всего организма!

От начала его появления из одной клетки до его проявления признаков (симптомов онкоболезни), проходит по разным данным от 5 до 10 лет.

У каждого человека – родившегося и не родившегося имеется определённое количество раковых клеток.

При здоровом ИММУНИТЕТЕ – количество раковых клеток, появляющихся за сутки, примерно равно количеству уничтоженных: то есть сохраняется баланс! Человек долго живёт и не умирает от Рака (при наличии всю жизнь опухолевых клеток).

При «больном» ИММУНИТЕТЕ по причине многих факторов происходит дисбаланс между «появлением» и уничтожением раковых клеток – в таком случае ежедневно появляется опухолевых клеток больше, чем их уничтожают иммунные органы. С этого момента начинается автономный рост раковых клеток в виде определенной массы.

Как правило, в начальных стадиях онкоболезни болей нет. Уметь получать другие сигналы развития злокачественных опухолей, обнаруживать в начальных стадиях не все умеют, диспансеризация больше на бумаге. Желают быть здоровыми все 100 % людей. Но, к сожалению, действовать во имя здоровья могут только 10 % особо – педантичных и самоответственных людей (заниматься спортом, следить за питанием, не злоупотреблять алкоголем и курением и т.д.).

Результат: В 60 – 80 % онкобольных обнаруживается злокачественные опухоли в запущенном виде, радикализма в лечении при этом достичь невозможно, больные получают больше паллиативное – временное, симптоматическое лечение (химиотерапию, лучевое лечение и др.), которые вместе с раковой интоксикацией «добивают» оставшиеся силы ИММУНИТЕТА! Родственниками и больными начинается поиск «чудесных» исцелений и они их «находят» – в виде тысяч альтернативных лекарств, методов, трав, ядов и психосоматических уловок для достижения одной – понятной и преднамеренной личной цели.

Больные потихоньку уходят один за другим. Никто статистики и анализа не проводит! Такова жизнь!

Что же в таких случаях предлагают в Центре лимфохирургии и ещё по Н. Шматкову?

Как не попасть на очередной крючок «наживной удочки»?

Наш принцип лечения, даже запущенных онкоболезней, испытан более 42 лет, проведен на десятках тысяч раковых больных.

Он изучен и подтвержден глубоким научным анализом, отзывами сотен и тысяч бывших умирающих, а ныне здоровых взрослых и детей, отзывами местных, Республиканских и Всесоюзных специалистов, более 12-ю видеофильмами и десятками тысяч фотографий. Имеется связь по Skype с многими выздоровевшими людьми.

СУТЬ лечения онкобольных по Н. Шматкову:

I. Известно, что иммунитет при онкоболезнях играет главенствующую роль, его не надо подавлять, отравлять лекарствами, ядами и др., а стимулировать, помогать каждой из его функции.

Нам это удаётся гораздо лучше, чем любым из известных в Мире методов за счет нового пути введения лекарственных растворов, очистки организма и при необходимости уменьшением критической массы онкоболезни плазменным хирургическим комплексом!

Впервые в медицинской практике МЫ научились надежно вводить лекарственные препараты ПРЯМО В ИММУННУЮ СИСТЕМУ!

(Прямая лимфо-иммунная терапия) – ПЛИТ. Она и очистка организма проводятся при всех трёх курсах лечения.

Главным условием метода является не только прямое попадание лекарств в иммунные органы, но и накопление в них, проход через них, и выход медленно в кровеносную систему. Таким образом оказав двойное, длительное воздействие локально прямо на болезнь и ее метастазы путём лимфо-иммунной стимуляции, не только на общий, но и внутриклеточный иммунитет, при этом оздоравливая ЕГО и весь организм, увеличивается время действия лекарственных средств на опухоль за счет внутривенного их попадания через грудной проток (ГП) до 19 дней.

II. Любой заболевший организм, а тем более с онкоболезнью необходимо очищать, а не отравлять. В нашем методе это проводится одновременно – очистка крови (в среднем у человека 5 литров) аппаратами, медикаментозными и фитотерапевтическими способами, причем поверхностно и глубокими способами.

Читайте также:  Тибетский пурпурный чай Чанг-Шу

Кроме того проводится целевая очистка кишечника, печени, почек, кожи, лёгких по специальной методике и спецдиете.

III. Учитывая большую массу онкоболезни при запущенных случаях: при поступлении, её возможногоувеличении до критической наряду с выше перечисленными основными методами лечения используем хирургическое вмешательство, но не обычным скальпелем, а только плазменным («плазмотроном» с коагулятором), который обеспечивает:

а) бескровность вмешательства;

б) почти 100 % раневую абластику (не распространения раковых клеток во время операции);

в) быструю антиопухолевую дезинтоксикацию. ;

г) ускоренное восстановление функции иммунитета;

д) улучшение качества жизни (сна, аппетита и др.).

Наш принцип оценки эффективности лечения по предложенным методам заключаются в следующем: если на ? курсе от ПЛИТ и от очистки организма через 7 -10 дней больному субъективно и тем более объективно не стало лучше, необходимо говорить правду, метод не помогает, надо искать другой, возвратить не использованные деньги и отправить больного такому врачу, который может лечить лучше!

За 42 года медицинской практики ни одного больного мы не отправили домой из-за неэффективности метода, а продолжали лечение так, как все 100% больных наглядно отмечали положительный результат за такой короткий период и просили закончить курсы терапии по намеченной программе.

В дальнейшем, в зависимости от полноты исчезновения болезни, скорости ее течения, наличия рецидивов, рекомендовали закрепляющий IV курс ПЛИТ и очистку организма.

ВЫВОДЫ: Принципы лечения онкобольных с ?V стадией или ?V кл. группой по Н. Шматкову заключаются в применении обязательных 3-х курсов комплексного и комбинированного лимфоиммунного лечения с очисткой организма при необходимости и хирургического лечения плазменным хирургическим комплексом.

? курс (2 недели стационарного лечения) включает:

а) прямую лимфоиммунную терапию по патентам Н. П. Шматкова с микрооперацией: «Катетеризация лимфатических сосудов» на бедре под местной анестезией, введением по разработанной нами схеме лекарственных растворов с помощью автоматических современных инъекторов для восстановления иммунной системы;

б) очистка организма по методам клиники;

в) при наличии отёков (лимфедемы) одновременно выполняется бесшовное лимфовенозное шунтирование по собственному патенту, туннелизация, спиралевидное дренирование так же по авторскому патенту, одновременно используется индивидуальный массаж с лечебными прокладками аппаратом ИКА-1, что значительно ускоряет исчезновение отека, нормализует объем больной конечности, снимает тяжесть, улучшает и восстанавливает функции конечности.

?? курс (2 недели):

а) ПЛИТ в сочетании с очисткой организма;

б) при неполном исчезновении опухоли проводится оперативное лечение по удалению основного очага и его метастазов с использованием плазменного хирургического комплекса;

. курс (профилактический, закрепляющий):

а) выполняется ПЛИТ в сочетании с очисткой организма.

Рекомендации:

Приводим рецепты, как определить хорошую клинику, метод, врача:

Рецепт № 1:

Если метод(ы), лекарственные средства не помогают в течение 7-10 дней (объективно и субъективно) нужно менять метод, врача, клинику!

Рецепт № 2:

Если проведенное лечение дало положительный результат, но период ремиссии короткий, ищите другой способ лечения, врача, клинику.

Рецепт № 3:

Не бойтесь задавать вопросы врачу! Если врач уверен, решителен, отвечает кратко, чётко, качественно и ответственно – это ваш врач. Посмотрите результаты, сравните их, принимайте решения! Если ответы не конкретные, расплывчатые, вокруг да около, отдалённые результаты лечения не отличаются от статистических известных, надо менять метод(ы), врача, клинику.

Рецепт № 4:

Если метод лечения резко положительный, надо помнить: «как быстро болезнь (особенно Рак) уходит, так быстро он может возвратиться». По этому наш принцип: проводим всего три курса лечения и четвертый курс (ПЛИТ), как профилактическую терапию, а не многокурсовое лечение (12 и больше курсов или всю оставшуюся жизнь как по традиционным стандартным и народным схемам). Необходимо включать в комплекс нашего принципа лечения: глубокую очистку организма (плазмаферез, лимфоферез, фито, витаминотерапия, обязательная десенсибилизация и дезинтоксикация)!

Рецепт № 5:

Относитесь спокойно к рекламе, не спешите сломя голову заявлять, что это то, что вы искали. Думайте, взвешивайте, анализируйте и только после всего принимайте решения. Время для этого – дни, а не недели, месяцы!

Рецепт № 6:

Осторожно – авторитеты. Это предупреждающий знак! Каждый его может нарушить, но должен всегда помнить о последствиях. Если не авторитет, то кто? Титулованный руководитель высокого ранга, главный врач и др. чиновники – это, как правило, не практикующие специалисты! Идите к тому, кто ежедневно, постоянно, годами не только «пашет» на ниве здравоохранения, но главное всю жизнь пополняет свой опыт, изобретает, работает не ординарно и разумно решителен! Обладает ловкостью по обузданию многих болезней, в том числе запущенных онкоболезней (исключением является руководитель, занимавшийся всю жизнь практической медициной и став руководить коллективом по возрасту!).

Вышеописанные рецепты – жизненный и медицинский 42-хлетний опыт автора.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: